Рождественский комплекс Отрадненского района открывает зимне-святочный цикл праздников и обрядов. Часть обрядов и ритуалов этого комплекса совершалось в навечерие Рождества, 6-го января (на святки, богатую кутью): вечеря (и сопутствующие ей ритуалы); ношение кути / вечери; гадания / ворожба. Другая часть – на Рождество, 7-го января: христославление / рождествование; колядование.
Рождественский комплекс занимает особое место в православном (церковном и народном) календаре. Он не только открывает годовой круг праздников и обрядов новолетия, но и является границей между постом и мясоедом.
6-го января заканчивается Филипповский пост (мест. терминология – Филипповки).
Пост – это не только регламентация в еде, не есть скоромное, но и регламентация быта. Разрешалась или даже предписывалась работа («запрядали все веретёна», ткали), но вводились запреты и ограничения на развлечения и игры (в марачки, ганка не играли), на курение, на близость между супругами, свадьбы.
С Рождества, 7-го января, начинался мясоед, но его начало приходилось на особый временной отрезок – святки. Рождество Христово и открывало святочный период.
Рождественские обряды и ритуалы начинались 6-го января. Вечер накануне праздника назывался святье, свят вечер, багатая кутя (кутья). (По другой информации – галодная кутя). 6-го готовили обязательные обрядовые блюда: кутю (кутью) и узвар. В отдельных семьях сохранялась традиция ещё и рождественской хлебной выпечки. Готовили карёженки («как улитка») и сакрестия (крестообразное печенье).
Кутья (кутя) – обрядовая каша, которую готовили из пшеницы или ячменя, кукурузной крупы, риса.
Узвар – обрядовый напиток из сухофруктов. Значимость узвара подчёркивается присловьем, «без узвару кутя вдова». Кутю и узвар ставили на сено. Сено, как правило, приносил «хозяин» (мужчина, глава семьи). Её помещали в святой угол («на покуть») или, реже, на стол. Перенос сопровождался присловьем. Одно из них: «Скок кутя, на покутя, а узвар на базар». В отдельных семьях соблюдалось правило, нельзя переносить кутю голой рукой, надо в рукавичках.
Главное событие святья – вечЕря, обрядовая трапеза. Она включала в себя ряд обязательных и необязательных ритуалов.
Участники вечери – члены семьи, в т.ч. дети; семейные, принесшие родителям кутю / вечерю.
Предполагалось присутствие (участие) «родителей» (усопших). Для них выставлялась чашечка кутьи, пирожок, ложка, которые оставались на столе до утра.
Во многих семьях вечерять приглашали мифологического персонажа – Мороза, Мороза Ивановича. Приглашал глава семьи, выйдя во двор, или через дверь, окно. Вербальная часть этого ритуала вариативна, но содержание неизменно – приходи кутью есть, но не морозь ни людей, ни посевы, ни живность.
В станицах района отмечен и ритуал «встречи» (проводов) кутьи: стрельба, стучание палками по воротам, калиткам.
Первыми обычно разговлялись (кутьёй, свячёной водой и узваром) родители, старшие. Однако, в некоторых семьях, первыми должны были разговляться «девчата», «чтобы котились овечки, были ягнята».
Рождественский стол был обильным и разнообразным. Помимо постных блюд, обязательными были свинина (поросёнок), колбасы, холодец, пирожки, борщ с мясом.
Чихнувшему в ходе вечери полагался подарок (жеребёнок, телёнок, ягнёнок).
По окончанию трапезы во многих семьях проводилось гадание на тему «жизнь-смерть». Кутью ели обычно из одной чашки. В конце вечери участники трапезы оставляли свои ложки в чашке из-под кутьи. Чашку сверху накрывали хлебом и оставляли до утра. Утром смотрели, чьи ложки перевернулись (к смерти) или остались в исходном положении (к жизни).
Остатки кутьи отдавали курам, хлеб – скотине, сено, после окропления, «коровкам и даже лошадям» («этаж гадавое свячёнае»).
Зафиксированы случаи гадания по рождественскому сену из-под кутьи, о масти скота в хозяйстве. В сене искали волосинку и по её цвету определяли какой масти животные будут «ко двору».
На свят вечер, 6-е января, приходится и ритуал ношения кути / вечери.
Ритуальные обходы совершали по преимуществу дети, в т. ч. взрослые (семейные) дети.
Кутя / вечеря включала в себя обрядовую кашу (кутю) и пирожки. Чашка с кутьёй и ложкой завязывались в платочек (узелок).
Вечерю носили родителям: крёстным («папашкам и мамашкам») и реальным (взрослые дети).
Отведав или забрав себе принесённую вечерю, хозяева пополняли или целиком заменяли её своей, благодарили и одаривали вечерника (принёсшего вечерю). Дары могли состоять из материала (на платье, рубашечку), элементов костюма, игрушек, сладостей, мелких денег.
В рождественский вечер, к полуночи, проводились гадания («ворожба»). Мантические ритуалы совершались как во внутреннем пространстве (жилище: печь, стол, постель), так и во внешнем (двор, баз, плетни, перекрёстки). Основные участники – девушки. Тематика – замужество. Выйдет – не выйдет замуж в новом году, направление замужества (в какую сторону); образ, имя, качества (состояние, занятия, характер) суженого.
Некоторые из тематических групп.
1. Выйдет – не выйдет замуж в наступившем году.
1.1. Ночью в хату заносили охапку дров. Считали. Чётное количество предвещало замужество.
1. 2. Набирали ведро воды, выходили на перекрёсток к людям, кто подойдёт. Если подходил мужчина – к сватам; женщина – сидеть в девках.
1. 3. С завязанными глазами вытаскивали предметы: кольцо, гребешок – к замужеству; лента – в девках сидеть.
2. Направление замужества.
2.1. Выходили и слушали, в какой стороне залает собака.
2. 2. Бросали обувь через крышу, печную трубу (в т. ч. с ноги, с глухой стены): обувь легла носком во двор - зять придёт жить в родительский дом (примак).
Так определяли не только направление, но и другие моменты, связанные с замужеством: башмак упал под плетень, забор – не жди сватов; у калитки – замужество за сапожника.
2. 3. Вместо обуви могли бросать через трубу веник. Направление ручки веника указывало направление замужества. Если веник падал в трубу это предвещало замужество за печника («неудачника»); веник падал («зависал») на крышу – муж будет хозяйственным; падал на то место, где рыл «хомяк» – к неудаче.
3. Для узнавания имени суженого применяли следующие способы.
3. 1. Когда варили кутью, набрав ложку, выходил на улицу и у первого встречного спрашивали его имя.
3. 2. Перед сном писали записки с именами. Утром, не глядя, доставали одну из них.
4. Качества будущего жениха, состояние, характер пытались предугадать по кольям.
4. 1. Считали колья в плетне. Системы счёта могли быть разными: 7-й, 10-й, 3 по 9 и т. п.
Кол оказывался гладкий, без коры – жених бедный; «шершавый», в коре – богатый; «похлыстанный», посечёный – муж будет драчливый, будет бить; ровный, гладкий – будет любить.
4. 2. Ночью в базу ловили и перевязывали овечку. Утром смотрели. Если шерстистая, «кучерявая», муж будет богатый и красивый.
4. 3. На столе расставляли зеркало, зерно, воду, деньги. Ловили и вносили петуха. Пускали и смотрели, к чему он подойдёт: к зеркалу (хвастун, «блядун»), к воде (пьяница), к зерну (хлебороб), к деньгам (торговец).
5. Образ жениха узнавали через сон или видение.
5. 1. Перед сном из кукурузных кочерыжек «клали колодец». Жених во сне придёт к этому колодцу.
5. 2. В печную «трубу кричали»: «Мария Угодница, пожалуста, назави мне, хто у мине будит жених». Или кричали петухом: «ку-ка-ре-ку». Заглядывали в печку – то, что привидится.
В целом состав (репертуар) гаданий достаточно обширен.
Главным событием собственно Рождества являлось рождествованье / христославление. Христосовать / рождествовать начинали рано, с 2-3, а то и с 12 часов рождественской ночи.
Первоначально участниками (исполнителями) обряда были только мужчины, юноши, мальчики. В последующем, со слов информантов, в рождествовании стали принимать участие девочки, девушки и даже, редкий случай, женщины. Причём женщины могли облачаться в мужскую одежду.
Христославильщики могли ходить со звездой, но не обязательно. В Отрадненском районе отмечено два варианта звезды. Основной, классический вариант – шести- или восьмиконечная звезда. В её основе, в центре обичайка от сита. Лучи делали из прутиков или щепок и обклеивали бумагой. В центр, в серёдку звезды, ставили иконку и свечу. Носили её на палке 1,5-2 метра высотой.
Второй вариант – звезда из кабака (тыквы).
В некоторых семьях христославильщиков, особенно первых, усаживали на порог, шубу и заставляли / просили кокотать, т. е. квокать как наседка. Мотивация – чтобы куры плодились. Участники обряда исполняли тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш». Хозяева их благодарили и одаривали.
В Рождественский комплекс входит и обряд колядования.
Время его проведения – вечер, ночь. Вопрос о точной дате (вечер 6-го или вечер 7-го января) остаётся открытым. В одной и той же станице одни информаторы говорили о вечере накануне Рождества, другие – о вечере Рождества.
Колядование – ритуальный обход дворов селения с исполнением специальных, обрядовых песен – колядок.
Участники обряда – дети, девушки, женщины. В отдельных случаях в состав компаний, в качестве сопровождающего, включался мужчина. В его функции входил защита колядовщиков от собак и транспортировка даров.
Участники действа могли «переряжаться». Рядились в Бабу Ягу, «лахмотья», «цыганское», вывороченные на изнанку шубы. Лица красили румянами, сажей. Могли использовать маски, покупные (послевоенное время) или сделанные из кабака.
Колядки, как правило, исполнялись под окном. В исключительных случаях (немощные хозяева, например) по просьбе хозяев, в доме.
Колядки, бытовавшие в районе, делятся на детские и взрослые.
Детские колядки на всём пространстве района в целом однотипны.
В их основе два сюжета: «Калядин, калядин, я у батька один» и «Коляд, коляд, колядница, / добра с мэдом (маком) паляныця».
Они могут быть очень лаконичными:
*
«Калядин, калядин, я у батька один. / Мене не пытайте, пряника давайте».
*
«Коляд, коляд, колядын, / Я у батька одын. / Мэнэ батько послав, шоб копиичку достав».
Могут быть более развёрнутыми, включающими фрагмент второй сюжетной группы:
*
«Колядын, колядын, / Я у батька адин, / Кпротенький кужушок, / Дай, бабка, пиражок. /А не дашь пиражка, / Вазьму бычка за ражка, / А кабылу за чупрын(л)у, / Тай поведу на могилу, / А с могилы та в кабак / (и) пропью за п(ь)ятак».
Пример второго сюжета:
*
«Каляд, каляд, калядница, / Добра с маком паляница, / А без маку ны така, / Дай, дядька, п(ь)ятака, / А не даш пятака, / Возьму быка за рага, / А кобылу за чуприну, / Тай поведу на могилу, / А с могилы у кабак / И пропью за пятак».
Со взрослыми колядками вопрос обстоит намного сложнее. Несмотря на ряд схождений (по названиям, припевам), в каждой станице сформировался свой колядный репертуар.
Колядки ст. Малотенгинской:
1. «А в бару, в бару манахи пають. / Славен Господь и на Небе, на Земле и на Небесах!» (Церковку строют с тремя окнами, тремя дверями. В первое окно солнышко взошло, во второе – месяц взошел, в третье – ангел влетел. На престоле сел, слёзку уронил. «Слёзка небальша – речка глыбака»).
2. «А в ныдилю рано-споранэнько збиралася вся жидовня» (Раду рядили, как Иисуса Христа уловить и умертвить. Уловили, умертвили и на иве-древе распинали...)
3. «Сэрэбрянный крестик, каминии ворота. / Радуйся! Ой, радуйся Божэ, высылыся земля, Сус Хрыстос народывся!» (Стоять столы дубовые, за столами Петро с гостями. За столами стоит груша кудрявая. На груше «золоти виточкИ». То не веточки, пытрови деточки).
4. «Да й у Русалими рана зазванили. / Славен Господь! И на небе, на земле, и на небесах!» (В церкви три горба стоят. В первом – Иван Креститель, во втором - Дева Мария, в третьем - Иисус Христос.)
5. «Да как у Коли на дворе / Славен Господь! На небе, на земле и на небесах» (Столы стоять, святые сидят, в книги глядят. Только нет святого Петра. Он на «пашнях сидить, жито стережет»).
Колядка ст. Надежной:
1. «А в бару манахи пают(ь) / Славен Господь! На небе, на земле и на небесах» (церковь строят с тремя окнам, тремя дверями. В первое окно солнышко взошло, в другое – месяц взошел, в третье – ангел влетел. На престоле сел, в книгу глядел, слезу уронил. Слезка небольша, речка глубока.)
2. «А в бару, бару, в зеленом саду манахи пають» (вариант).
3. «Спарадила Дева Мария Божива Сына» (Спродивши, повила (свила), в ясельцы положила, воздушком накрыла. Прилетели три ангела с неба. Принимай дитя нарожденное на руки при нас. В Ерусалиме во все звоны зазвонили / бьют. Все святые к Деве Марии на рожденье идут».
Колядки ст. Удобной:
1. «На камушку на белому, там стояла собор-церква» (В соборе престол. На престоле – книги. Книги ангелы читали. Книги читали, плакали-рыдали, жен уговоряли: «Вы не лайте своих деток, не лайте, не проклинайте, жидовьями не называйте»).
2. «Божия Маты да Божива Сына радила».
Колядки ст. Передовой:
1. «На Сияньской гаре кряжи кряжують. / Аллилуя, аллилуя, кряжи кряжують. / Кряжи кряжують, церкву будують. / Аллилуя, аллилуя, церкву будують» (В той церковке три горба стоит, в них три святых лежит. В первом гробу сам Иисус Христос. В другом - Иван Креститель. В третьем - Дева Мирия. Над Девой Марией роза расцвела. Из-под розы вылетел птах. То не птах, сам Исус Христос).
2. Вариант: «Ишла Дева Мария на Сияньской гаре. / Аллилуя, аллилуя, на Сияньской гаре. / На Сияньской гаре кряжи кряжують. / Аллилуя...» (Церкву делают с тремя дверями и с трем я окнами. В церкви три гроба, в них три святых… Над Девой Марий роза расцвела…)
3. «Божия Маты по саду хадила. По саду хадила, сына спарадила».
Колядовщиков могли усаживать на порог: на шубу, подушку – «чтобы худоба водилась, птички».
Все основные компоненты Рождественского комплекса на момент фиксации находились в состоянии пассивного бытования, сохранялись в памяти информантов.