Онлайн-магазин История СМИ о нас Контакты Корзина
Афиша Состав Гастроли Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Документы и отчеты
Версия для слабовидящих
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5
Пушкинская карта
ТРАДИЦИЯ ПЕНИЯ ДУХОВНЫХ СТИХОВ В СТАНИЦЕ ПОПУТНОЙ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Возврат к списку

Наименование объекта:

Традиция пения духовных стихов в ст. Попутной Отрадненского района Краснодарского края


Краткое название объекта:

Духовные стихи станицы Попутной Краснодарского края


Краткое описание:

Духовные стихи или псальмы, известны на Руси с давних времен. «Псальма» (производно от слова «псалом") - бытовая многоголосная песня духовного содержания, разновидность канта. В станице Попутной они поются в церкви, построенной казаками в 1868 году и освященной в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Традиция пения в храме и на похоронах сохраняется старшим поколением до настоящего времени. Псальмы фиксируются исполнителями в тетрадях. Количество носителей традиции с каждым годом уменьшается. В похоронном обряде она поддерживается только одним человеком: настоятелем церкви отцом Иоанном.


Фотография для обложки объекта


ОНКН Категория:

II. Конфессиональные практики в народной культуре 1. Неканонические богослужебные обряды и практики


Конфессиональная принадлежность

Православие


Язык:

Русский, кубанский говор


Регион:

Краснодарский край, Отрадненский район, станица Попутная


Ключевые слова:

Краснодарский край, Отрадненский район, конфессиональные практики, неканонические богослужебные обряды


Полное описание:

Духовные стихи или псальмы, известны на Руси с давних времен. «Псальма» (производно от слова «псалом") - бытовая многоголосная песня духовного содержания, разновидность канта. Под этим словом понимались древние песнопения, составленные отцами церкви Григорием Богословом, Ефремом Сирином, Мефодием Потарским, и более поздние стихосложения, как знаменитых поэтов, так и безызвестных монахов, простых мирян.

Верующий человек любил не только слушать эти песнопения, но и петь. Они близки православной душе по их содержанию и музыкальному напеву.

До сих пор отмечается их бытование в народной среде. В станице Попутной их поют по тетрадям, где зафиксированы как старинные духовные стихи, так и стихи современных авторов. По словам приходского священника отца Иоанна Жеботинского традиция пения псальм постепенно угасает.

Весь репертуар духовных стихов по функциональному предназначению можно разделить на три группы: познавательные, молитвенно-покаянные и воспитательно-назидательные.

К первой группе относятся псальмы, сюжеты которых заимствованы из книг Священного Писания и Предания, Жития святых, церковного богослужения, а также из духовной литературы как канонической, так и апокрифической. Иногда на наши вопросы собеседники отвечают цитатами из духовных стихов: "И будут и глады, и моры, наказанье пошлёт нам Творец”.

Итак, в текстах, относящихся к первой группе, отражены эсхатологические представления о конце мира, загробной жизни и ответе каждого за прожитую жизнь на частном и «страшном суде»; содержание основных заповедей закона Божьего и тех добродетелей, которые необходимо совершать чтобы «наследовать жизнь вечную»; Евангельские сюжеты о распятии Господа Иисуса Христа и Его воскресении; эпизоды Его земной жизни и общественного служения; некоторые сюжеты Священной истории Нового и Ветхого Завета.

«Идёт странник издалече, он устал в своём пути

День склоняет сумрак ночи, где ему приют найти

Входит он в село большое, отдохну здесь может я

Только в келью постучался «нету места для тебя»

В другу келью постучался тут же сложен был ответ:

«Место занято другими, для тебя здесь места нет»

В третью келью постучался своей нежною рукой

Слышен голос грубый гордый: «не стучи, не беспокой».

Со слезами он проходит от одних дверей к другим

Но приюта не находит всё закрыто перед ним.

Я младенцем был гонимый и теперь гонимый я

Что я сделал в мире злого, не навидят все меня

Но склоняется к полночи странник путь свой продолжал

Изнурённый обессильный всё приют себе искал

Всё село прошёл большое вот избушка на краю.

Постучался в эту келью, может здесь приют найду.

Открывает дверь старушка, престарела и больна

Со слезами принимает гостя радостно она.

…..

Странник снял свою одежду, просиял как белый свет

Я к ногам его упала, а его уже здесь нет.

Со слезами она встала, полны очи её слёз

С ней беседовал не странник, это был Исус Христос».

Большой любовью в народной среде пользуются псальмы, повествующие о жизни св. Алексея человека Божьего, св. Варвары, св. Марии Египетской, св. Серафима Саровского, св. Иоанна Крекстителя. св. Николая и др. святых. Они являются не только источником познания жития великих святых, но и примером для подражания каждому верующему.

«Святая, Варвара, молю я Тебя,

Невеста Христова, услышь ты меня

В делах моих блудных миня облечи

И молиться ж Богу меня научи

Научи молиться избавь суеты

Любить мне Бога, как любила ты

Отец же Варвары правителем был

Христову он веру совсем не любил.

Велел он Варвару мучить и терзать

Язычника сыну в жёны отдать

Варвара сказала ему на вопрос

Никто мне не нужен жених мой Христос

Отец злочестивый от зла задрожал

Святую Варвару на муки отдал

Отец Варвару не мог уговорить

От Христовой веры не мог отклонить

….

Варвара бывает в Соборах Святых

Молится пред Богом о нищих слепых

Молится о сирых, любит она вдов,

И кто любит Бога и за всех врагов

Святая Варвара за нас помолись,

В трудный час жизни за нас заступись

Святая Варвара – молимся тебе,

Помолись за нас грешных,

На страшном суде. Аминь».

Наши собеседники знают о необходимости покаяния в своих грехах. Существует немало псальм, в которых изливаются чувства раскаяния в грехах, молитвы к Богу и Божьей Матери: «Господи помилуй», «Пред Тобой, мой Бог», «Молитва Пресвятой Богородице» и др. Их можно объединить в группу молитвенно-покаянных стихов. Они особенно трогают сердца людей и располагают к покаянию. К этой же группе относятся псальмы, которые называются молитвами «Царица моя, Преблагая», «Тебе Бога хвалим», «Псалом 120».

В тетрадях, где наши респонденты записывают песнопения, псальмы заканчиваются словами: «Аминь» или «Конец и Богу слава».

Приуроченность и исполнение духовных стихов зависят от традиций, принятых в определенном населенном пункте. В некоторых станицах их поют только на похоронах и в дни поминовения. В Попутной поют не только при погребении, но и в церкви, после литургии. Посередине храма перед праздничной иконой, лежащей на аналое, выстраиваются певчие церковного хора и солируют. Им вторят священник и находящиеся в храме прихожане.

Исполнение ряда псальм приурочено к датам православного календаря. В пост пели в основном покаянные назидательные стихи, располагающие душу человека к осознанию своих грехов, раскаянию в них и обретению веры и надежды на «оставление прегрешений и жизнь вечную». От Пасхи до Вознесения исполнялись только церковные песнопения: ирмосы пасхального канона, «воскресение Христово видевши», «Ангел вопияше». В дни памяти святых – псальмы, излагающие их «житие».

К группе стихов, несущих воспитательно-назидательную функцию, относятся псальмы, исполняющиеся на похоронах или в поминальные дни. Сюда же входят и некоторые стихи, отнесенные к группе молитвенно-покаянных и познавательных. Стихи, по мнению респондентов, поются прежде всего для живых, рассказывая о неминуемой смерти для каждого. В них раскрывается смысл жизни, человеческие пороки и ошибки, которые не видны людям, погруженным в мирскую суету.

В ст. Попутной ко гробу покойного на ночь собиралось около 50-60 человек. Перед началом исполнения духовных псальмов читались церковные канонические молитвы: "Отче наш", "Царю Небесный», "Трисвятое". Затем начиналось чтение Псалтыри. «Читака до Славы почитала, а потом поют» – рассказывает местный священник о. Иоанн.

В Попутной особенно любима псальма «Завещание детям».

«Братья, сёстры мои, не забывайте меня

На молитве святой поминайте меня

Братья, сёстры мои вы молите Творца

Вы молите Творца, штоб простил он меня

А Господь милостив, Он грехи всем простит

А за вашу любовь Он меня наградит

А вы ж, детки мои, не забывайте меня

Вы могилку мою посещайте всегда

А могилка моя глубока и темна

Глубока и темна, вся травой заросла

Вы ж, родные мои, там могилка моя

Вы смотрите за ней, шоп трава не росла

А вы, детки мои, не забудьте меня

На могике моей поминайте меня

На могилке моей поминайте всегда.

Помимо похоронно-поминальных стихов к группе вопитательно-назидательных относятся: «Житейское море играет волнами», «Слава Богу за всё», «Не ропщи на суровую долю», «Крест тяжёлый».

Таким образом, в станице Попутной сложилась своя традиция пения духовных стихов, которая передаётся из поколения в поколение. В советский период времени, а также в 1990-х гг. отмечался расцвет в исполнении духовных песнопений в станице. В настоящее время идёт угасание традиции. Она сохраняется лишь в среде людей, посещающих церковь. Наиболее яркие носители – певчие церковного хора и приходской батюшка.

Служебная информация

Автор описания:

Гетманская София Николаевна, старший научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail: ribkosn@mail. ru, 8(861) 224-12-43

Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция, ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

Год, собиратели:

2018 – И.А. Кузнецова, Н. Багдасарян 2020 – С.Н. Гетманская

Место фиксации:

Краснодарский край, Отрадненский район, cтаница Попутная

Место хранения:

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани

История выявления и фиксация объекта

Записи проводились во время экспедиций 2018 года (собиратели: И.А. Кузнецова, Н. Багдасарян); 2020 года (собиратели: С.Н. Гетманская)

Библиография

1. Назаренко И.А. Назаренко А.И. Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар, 1992. С. 59.

2. Шептун С.В. Образ иконы в русской духовной поэзии «и лик твой, божественной славой сияющий…» // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999. С. 86.

Возврат к списку

Партнеры