ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО ИСТОЧНИКА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ПОСЁЛКЕ НОВОМ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

1
Наименование объекта:
Традиция почитания святого источника Параскевы Пятницы в посёлке Новом Белореченского района Краснодарского края
2
Краткое название объекта:
Святой источник в посёлке Новом Белореченского района Краснодарского края
3
Краткое описание:

Многообразие природных ключей, которые имелись в Белореченском районе, старожилы помнят и сейчас. Но выделяют из них один: в честь великомученицы святой Параскевы Пятницы. О нём знали ещё их родители. Отличался он от остальных тем, что на дне его была найдена икона святой Параскевы. По молитвам к ней в водном источнике исцелялись не только жители ближайших станиц – Пшехской, Бжедуховской, Белореченской, но и больные со всего края. Вблизи источника селились люди и постепенно образовался небольшой посёлок. В 1958 году он был зарегистрирован под названием Новый.

4
Фотография для обложки объекта
01 Общий вид в месте расположения источника св. Параскевы Пятницы в посёлке Новом Белореченского района. Фото С.Н. Рыбко. 2005
5
ОНКН Категория:
II. Конфессиональные практики в народной культуре 2. Почитание святых мест и предметов
6
Конфессиональная принадлежность
Православие
7
Язык:
Русский, кубанский говор
8
Регион:
Краснодарский край, Белореченский район, посёлок Новый
9
Ключевые слова:
Краснодарский край, восточнославянское население Кубани, конфессиональные практики, почитание святых мест
10
Полное описание:

На Кубани широко был распространен обычай почитания 9-й и 10-й пятниц после Пасхи, связанный с водными источниками.

В окрестностях станиц Бжедуховской, Пшехской имелось большое количество природных ключей «через каждые 50-100 метров». Многие из них не имели названия и говорили о них так: «по над горой» или«по над рекой». Иногда их называли по фамилии владельцев подворья рядом с которым располагался родник. Были и другие названия, например «Русский мосток».

Респонденты из Пшехской вспоминали, как в конце 40-х годов XX века, возвращаясь уставшими с работы, они непременно шли к ближайшему роднику, чтобы утолить жажду. И там, местные детишки, стараясь заработать на хлеб, продавали студёную воду по 1 рублю за кружку. Привлекали же покупателей  громким выкрикиванием: «Подходи! Подешевело! Расхватали, не берут!». И многие  покупали.

Из всех многочисленных родников в этой местности издавна известен источник в честь святой Параскевы Пятницы в нынешнем посёлке Новом.

Ещё в 1920-25 гг. наши собеседники посещали это святое место. Тогда они  были детьми. Их везли родители из близлежащих станиц. В 9-ю пятницу после Пасхи верующие во главе со священником служили там молебен. Многие купались и по вере своей получали исцеление.

История появления его связана с обретением в воде иконы святой Параскевы Пятницы. Народное предание гласит о том, что недалеко от родника играли три левочки. Обратив внимание на воду, им показалась на дне иконочка Параскевы мученицы. Самая старшая из девочек сказала об этом видении матери. «Ага, а потом она пришла домой и говОрит, мама, вотак и вотак. Они пришли – родители, нету никакой иконки. Она тада опять трещит это дитё. Она и говОрит: «Ну ка, пойдём у церковь и покажи какая иконка была тАма». В церкви девочка указала на икону святой Параскевы.«Но их то трое было, все ш видели дети. А пришла мама и этой иконочки нет».

Любовь Ивановна Кривошеева 1935 г.р. из станицы Пшехской помнит этот родник с детства.«У четвёртом классе была, он как колодец был. Я набрала воды и она 20 лет стаяла». Жительница этой же станицы Хапанкова Раиса Борисовна 1929 г.р.: «Я уже девчонкой была, мы ходили(к святому источнику – С.Г.). Одно было совхоз разгонял там молящихся. Его засыпали».

Пелагея Тимофеевна Богданова 1914 г.р. из станицы Пшехской на вопрос о названии родника отвечает «церковный», а затем «лихорадошный его называют родник». При этом говорит, что приезжали люди за помощью с разными болезнями и многие исцелялись.Сама Пелагея Тимофеевна исцелилась от лихорадки, искупавшись в святом роднике.«Мне было 11 лет. Я болела лихорадкою. А там так родник. Балка, идёт вода, тАма деревья верба ни верба, забыла как называеца, нибольшая она растёт. Она была тут, возли этава радничка. Вадили туда купали, к примеру или ты, или я больная. Батюшка там, служения».

Наши собеседники отмечают, что искупавшись в роднике обязательно нужно было оставить что-то из одежды: «или сорочку, или блуску, или юпку, или платок».Их, как правило, вешали на деревья рядом с источником. Объяснялось это тем, что оставляя на источнике часть своей одежды, ты оставляешь здесь и болезнь от которой приехал исцелиться. Такое представление мы записывали у паломников из ст. Кабардинской, посещавших святой источник в честь святого пророка Ильи в станице Куринской Апшеронского района.

Возможно это заимствование из миропонимания черкесских народов, к православию она не имеет никакого отношения. До сих пор, в горах Северо-Западного Кавказа, можно увидеть деревья обвешанные цветными лоскутами. Для горцев природа занимала особое место в духовной жизни. Почитание священных рощ, священных деревьев неотъемлемая часть их религии. Причём деревьям не поклонялись «они служили лишь местом проведения ритуалов, живыми посредниками между человеком и Богом». Так вот, «если молния била в дерево, то ему приписывали свойство исцелять лихорадку. Кусочек коры такого дерева зашивали в лоскуток материи и надевали больному на шею. Остальная часть материи в виде цветных узелков привязывалась к ветвям».

Возвращаясь к названию источника, то большинство респондентов называют его не по «специализации» в лечении, а по посвящению его святой Параскеве. При этом празднование, своего рода престольный день на роднике совершался не 28 октября (10 ноября по новому стилю), когда церковь празднует память этой святой, а в 9-ю пятницу после Пасхи.

Эта народная традиция связана с почитанием православными христианами любой пятницы, т. к. в этот день страдал и принял смерть за людей Иисус Христос. По словам М.М. Громыко, «традиция особого отношения к девятой и десятой пятнице связана с поминанием древними христианами Спасителя. Некоторые раннехристианские обычаи сохранялись в народе и после того, как церковь от них отходила».

Родители святой Параскевы также особо чтили пятницу. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по гречески Параскева). Примечательно то, что в народной среде святую называют Прасковьей. Русский вариант греческого имени Параскева. Женщины считали её своей помощницей при выборе жениха, рождении детей, покровительницей полей и плодородия. Кроме того, святой Параскеве молились о сохранении скота от падежа, об исцелении самых тяжелых душевных и телесных недугов.

По всей России многочисленные сельские родники имели пятничное посвящение. С. В. Максимов пишет: «Святая Параскева считается покровительницей воды и имеет по народному взгляду, особую близость к ней». Об этом свидетельствуют «Предания о том, что образ святой Параскевы чудесно являлся иногда на воде, на реке, или в колодце... . Она считается покровительницей, главной у простого народа, женской зимней работы – пряжи... со дня её памяти, т. е. с 28 октября (по ст. ст. – С. Г.) повсюду начинают мять лён».

В народе этот день недели стремились особо выделить аскетическими усилиями. Например, не ели скоромной пищи, не пряли, не белили, не трусили сажу. Некоторые женщины не мылись в пятницу. В этот день нельзя было прясть коноплю (чтобы не насорить «кастрыкой» –отходами, образующимися после обработки конопли. – С. Г.). Однако можно было вязать кружево и прясть шерсть (виды «чистой» работы. – С. Г.).

Из всех пятниц в году, народом особо выделялись двенадцать. С чем это связано? В переписных тетрадях наших респондентов, особенно в тетрадях начала XX века, наряду с общеизвестными апокрифическими текстами «Сном Пресвятой Богородицы», «Хождением по мукам»  имел место апокриф «Сказание о 12 пятницах». 

В нём указывалось, от каких бед спасает почитание каждой из 12 пятниц. Например, «Первая пятница – на первой неделе Великого поста. Кто сию пятницу постится, тот избавлен будет от напрасной смерти» и т. д. В конце текста говорилось, что «сия книга написана из древних листов Климента Римского и научает нас в году иметь 12 пятниц. Аще кто в эти пятницы сотворит грех с женой своей или чужой, то уродится детище слепо или хромо, или безруко или безного, или пьяница, вор, разбойник или душегуб, или еретик и чернокнижник и злым делам сочинитель. Сего ради каждому человеку подобает сия пятницы чтить и говеть, а блуд не творить. А кто сие пятницы чтить будет, тот человек избавлен будит от муки вечной. Аминь». (Кубанские областные ведомости. 1900. №186. Л.2. ) Большинством верующих эти указания соблюдались.

У источника в пос. Новом, как и у некоторых других на Кубани есть свой хранитель. Как правило, женщина, которая поддерживает горящую лампаду в часовне, продаёт людям, заехавшим набрать и облиться водой, свечи и иконы.

В 90-х годах XX века восстановилась традиция почитания святого источника. Казаками был установлен православный крест. А в 2001 г. рядом с родником построена часовня в честь святого Георгия Победоносца.Стали стекаться люди особенно в 9-ю пятницу после Пасхи. В 2004 г. собралось около 200 человек. Батюшка отслужил молебен с освящением воды. Как и прежде паломники обливались святой водой, несли её в свои дома и наблюдали чудесные явления происходившие в святом месте.

Благодать, которую хранят святые родники, исцеляет тело и душу человека. Тем самым люди укрепляются в вере, совершенствуются в духовной жизни. Вода представляет ценность для человечества в настоящий период. По народным представлениям, в конце последних времён мировой истории вода иссякнет, но всегда её можно будет найти в святых местах или под вербой, выросшей из освящённой в храме вербной веточки.

Иллюстративные материалы

1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg

Фото

01 Общий вид в месте расположения источника св. Параскевы Пятницы в посёлке Новом Белореченского района Краснодарского края. Фото С.Н. Рыбко. 2005

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры

2005 – С.Н. Рыбко, В.А. Логвинова

Краснодарский край, Белореченский район, станица Пшехская, Бжедуховская

Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

02 Колодец со святой водой. Фото С.Н. Рыбко. 2005

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры

2005 – С.Н. Рыбко, В.А. Логвинова

Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Пшехская, Бжедуховская

Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

03 Часовня в честь великомученика Гергия Победоносца рядом с источником. Фото С.Н. Рыбко. 2005

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры

2005 – С.Н. Рыбко, В.А. Логвинова

Краснодарский край, Белореченский район, станица Пшехская, Бжедуховская

Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

04 Поклонный крест рядом с источником. Фото С.Н. Рыбко. 2005

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры

2005 – С.Н. Рыбко, В.А. Логвинова

Краснодарский край, Белореченский район, станица Пшехская, Бжедуховская

Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

 

 

Служебная информация

Автор описания:
Гетманская София Николаевна, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail:ribkosn@mail.ru Тел 8(861) 224-12-43
Экспедиция:
Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры
Год, собиратели:
2005 – С.Н. Рыбко 2005 – В.А. Логвинова
Место фиксации:
Краснодарский край, Белореченский район, cтаница Пшехская, Бжедуховская
Место хранения:
Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; коллекция А/К №№ 3343, 3345, 3249
История выявления и фиксация объекта
Записи проводились во время экспедиции 2005 года (собиратели: С.Н. Рыбко; В.А. Логвинова)
Библиография

1.Громыко М.М. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 114-115.

2. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 516.

3. Святая мученица Параскева Пятница azbyka.ru/days/sv-paraskeva-pjatnica

4. Штыбин В. Танцы, горы и каштановый мёд. [б. м.], 2020. С. 113.

5. Смирнова Е. С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000. С. 45.