ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

Традиция празднования престольных праздников в Отрадненском районе Краснодарского края

1
Наименование объекта:
Традиция празднования престольных праздников в Отрадненском районе Краснодарского края.
2
Краткое название объекта:
Престольные праздники в Отрадненском районе Краснодарского края.
3
Краткое описание:
Обычай отмечать престольный день известен в народной культуре издавна. Он наиболее глубоко отражает духовную сторону жизни русского человека, его любовь к Богу и окружающим людям. В народной традиции престольный праздник считался второй Пасхой. Святой в честь которого освящён храм являлся покровителем всей станицы и её жителей. Каждый считал своим долгом, в своём домашнем иконостасе, помимо икон Господа и Богоматери иметь образ святого – покровителя храма и местности. До сих пор сохраняется обычай праздновать престольный день всей станицей в Отрадненском районе и благочестивая традиция устройства обеда для паломников.
4
Фотография для обложки объекта
01 Храм ст. Подгорной Отрадненского района в честь св. вмч. Георгия. Фото 2018 г.
5
ОНКН Категория:
Мифологические представления и верования, этнографические комплексы Празднества Престольные
6
Конфессиональная принадлежность
Православие
7
Язык:
Русский, наречие – южнорусское
8
Регион:
Краснодарский край, Отрадненский район
9
Ключевые слова:
Краснодарский край, восточнославянское население Кубани, мифологические представления, празднества, престольный день
10
Полное описание:

Обычай отмечать престольный день известен в народной культуре издавна. Он наиболее глубоко отражает духовную сторону жизни русского человека, его любовь к Богу и окружающим людям.

В календарном цикле храмовые, престольные праздники занимают значительное место. В народном сознании степень важности их так велика, что по своей значимости они приравниваются к великим двунадесятым праздникам.

Считается, что святой или название праздника в честь которого освящен главный престол церкви, является не только покровителем этого храма и прихожан, но и всех жителей станицы. Как правило, название селам и ряду станиц давалось в честь Господских и Богородичных праздников, а также в честь святых покровителей членов императорской семьи. Например станицы: Троицкая, Благовещенская, Ольгинская, Михайловская). Каждый станичный житель считал своим долгом иметь в домашнем иконостасе помимо обязательных икон (Иисуса Христа, Богоматери, св. Николая Чудотворца) и икону святого или праздника, покровительствующего храму и местности.

Чаще всего, при строительстве церкви, народ сам выбирал в честь какого святого или праздника будет освящен главный предел. Выбор их, зачастую, останавливался на тех святых, к которым они чаще всего прибегали в своих житейских и хозяйственных нуждах: Покров Пресвятой Богородицы (покровительница невест, заступница скорбящих и болящих), св. Николай Чудотворец (помощник нуждающихся в деньгах, покровитель путешествующих), св. Параскева Пятница (покровительница полей, плодородия, помощница в женских делах).

В казачьей среде наиболее почитались Святые Воины - покровители ратного дела: св. Георгий Победоносец, св. Александр Невский, Архистратиг Михаил. Целители ран и недугов: св. безсребренники Косма и Дамиан, св. вмч. и целитель Пантелеимон.

Следует отметить, что в народной среде велико было почитание людей, которые жертвовали селянам землю и оказывали им всяческую поддержку. Поэтому храм мог быть назван в честь того святого, чьё имя носил их благодетель.

Предложение о названии храма выносилось перед архиереем, в его праве было утвердить или отвергнуть данное название.

К престольному празднику готовились заранее. Он всегда начинался с вечера. К вечерней службе съезжался народ со всех близлежащих станиц, сел, хуторов. "Поидым,- говорят, - на бугаятыну. Вот завтра празнык, а сиводня уже прыежають, называится бугая исть". Местные приглашали гостей на ночлег, угощали ужином, потом вместе молились - готовились к Причастию (таинство приобщения людей к Богу через хлеб и вино, которые на богослужении претворяются в Тело и Кровь Христа). А многие ночь проводили в церкви, обустроившись на полу или лавках. При этом всегда пелись псальмы:

«Мира Заступница, Матерь Всепетая,

Я пред Тобою с мольбой...»

Во дворе церкви, в это время, местные женщины готовили еду к праздничной трапезе. Их шутки и смех перебивались пением:

«Где-то там далеко и не так уж давно

Жил премудрый и опытный старец,

Он всегда говорил и всегда он твердил:

Слава Богу за скорбь и за радость».

Утром на праздничную литургию приезжал архиерей с братией. Для станичного прихода их приезд большая радость, ведь это бывало, и то не всегда, только  в  престольный день. Также среди почетных людей выделялось казачество во главе с атаманом. Все шли в храм (место собрания и единения всех людей в Боге), где обычно около восьми утра начиналась “обедня” (так в народе называлась литургия - “общее дело”, которая раньше длилась обычно до обеда). После окончания обедни, во дворе церкви служили “водосвятный молебен” (малое освящение воды). Народ брал освященную воду домой и окроплял ею свои жилища, двор, домашний скот (считается, что эта вода имеет силу изгонять всю нечисть и болезни). Богослужение завершалось “крестным ходом” (шествие священства и народа вокруг церкви с иконами и хоругвиями), который  символизировал  восхождение и движение солнца, начало и конец всему.

Храм - образ “церкви небесной” на земле, а за церковной оградой начиналась мирская суета. Поэтому, чаще всего, все действия связанные со священными праздниками происходили в церковном дворе, но не всегда.

Вокруг церкви ставились столы или на траве стелились рушники, на которых стояли угощения. К обеду закалывали одного-двух молодых бычков. Пеклись круглые пироги с капустой или печенью, а также с начинкой из сухофруктов. На стол подавался горячий борщ. Когда-то его ели из одной чашки несколько человек, чем подчеркивался коллективный характер трапезы. Разнообразие блюд на столе зависело от материальных возможностей церковно-приходской общины и жителей станицы. Также немаловажное значение имело время празднования. Если праздник приходился на постные дни, то скоромная пища исключалась. Преобладали блюда из рыбы, супы и борщи на растительном масле, пироги с картофельной и капустной начинкой.

На праздничное торжество собирался народ от мала до велика. Здесь были дети, молодежь и старики. За стол садились все вместе. Во главе стола почетные люди: священство, казачья администрация, старики. Перед трапезой все обращались на восток (пришествие Спасителя с  востока) и читали молитву “Отче наш”.

Приходской священник благословлял пищу (символ благословения от Бога, который даёт вкушать свои дары во здравие), и все приступали к трапезе, которая также заканчивалась молитвой: "Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия».

В этот день возле церкви собирались монахи, странники, нищие, убогие. Им подавалась пища с освящённого стола. Их приход расценивался местными жителями как дар Божий (считалось, что престольный праздник посетил сам Иисус Христос в образе странника).

Трапеза заканчивалась около трех часов по полудню. Станичники расходились по домам, приглашая гостей отдохнуть перед дорогой. Молодежь, обычно, направлялась к площади, где устраивались гулянья: катание на качелях,  скачки на лошадях, веселые игры.

Затраты на проведение праздника брала на себя церковно-приходская община. Также активное участие в подготовке торжества принимало станичное правление. Оно отвечало за организацию мероприятия, следило за порядком, помогало церковному активу в заготовке продуктов для праздничной трапезы. В станицах существовал обычай объезжать дворы на подводе и собирать пожертвования в виде продуктов. “Хто курицу, хто вутку, хто картошку, помидоры даст”. Всё свозилось на церковный двор. Обычай “складчины” наиболее часто бытовал при проведении престольных праздников. Здесь усматривается социальное единение людей, общность идей и интересов.

В послевоенный период возродилась благочестивая традиция устройства общественных обедов в дни престольных праздников. В населенных пунктах, где не было дано разрешение уполномоченного по делам РПЦ по Краснодарскому краю на открытие церкви, обед устраивался в домах прихожан.

В это же время ожила традиция организовывать на приходах братства (первое братство появилось на Кубани в 1888 г. – С. Г.). Они именовались по названию больших церковных праздников: «Преображенское», «Крестовоздвиженское», «Успенское», «Георгиевское». Члены братства участвовали в благоукрашении своего храма (покупали иконы, кресты, хоругви и др. священные предметы для церкви). Каждое братство имело своего руководителя, который знал членов своей общины, подавал за них список имён, которые поминались о здравии, а умершие – за упокой. Перед престольным праздником делался сбор денег и продуктов для общего обеда. Праздничная служба, молебен и панихида проходили в доме одного из членов братства. «Братчики» были дружны, оказывали друг другу моральную и материальную поддержку. Уполномоченный сообщал о количественном сокращении братств в крае, при этом отмечал: «всё же существуют и крепко держат свои старые традиции» (ГАКК. Р-1519. Оп. 1. Д. 56. Л. 63-89).

В начале 90-х гг. XX в. было разрешено открыто исповедовать веру. Во вновь открытых и построенных храмах Отрадненского района возобновилась традиция, бытующая и в настоящее время – торжественно праздновать престольные дни с большим стечением жителей станицы, а также паломников из других станиц и хуторов. При этом накрываются столы с щедрым угощением, устраиваются игры и развлечения в этот день для участников праздника.

Иллюстративные материалы

Фото-материалы

01 Храм в честь св. вмч. Георгия в ст. Подгорной Отрадненского района. Фото И.А. Кузнецовой. 2018

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2018 – И.А. Кузнецова

Краснодарский край, Отрадненский район, станица Подгорная

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

02 Престольный праздник в ст. Попутной Отрадненского района. Репродукция И.А. Кузнецовой. 2018

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2018 – И. А. Кузнецова

Краснодарский край, Отрадненский район, станица Попутная

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

03 Престольный праздник в ст. Попутной Отрадненского района. Репродукция И.А. Кузнецовой. 2018

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2018 – И.А. Кузнецова

Краснодарский край, Отрадненский район, станица Попутная

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

04 Крестный ход в престольный день. Станица Попутная Отрадненского района. Репродукция И. А. Кузнецовой 2018

ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

2018 – И. А. Кузнецова

Краснодарский край, Отрадненский район, станица Попутная

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

Служебная информация

Автор описания:
Гетманская София Николаевна, старший научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail: ribkosn@mail. ru, 8(861) 224-12-43
Экспедиция:
ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани
Год, собиратели:
331996 – С.А. Сикалов, Н.В. Богатырь, Е.И. Чубова, О.В. Матвеев 2018 – И.А. Кузнецова
Место фиксации:
Краснодарский край, Отрадненский район, cтаницы Удобная, Надёжная, Передовая, Попутная, Подгорная
Место хранения:
Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани
История выявления и фиксация объекта
Записи проводились во время экспедиций 1996 года (собиратели: С.А. Сикалов, Н.В. Богатырь, Е.И. Чубова, О.В. Матвеев) 2018 года (собиратели: И.А. Кузнецова)
Библиография
По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки. Краснодар, 1993. С.71. Праздники и знаменательные даты православного и народного календаря. СПб, 1993. О священническом благословении. М., 1996. С.50.