Онлайн-магазин История СМИ о нас Контакты Корзина
Афиша Состав Гастроли Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Документы и отчеты
Версия для слабовидящих
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5
Пушкинская карта
ВОИНСКИЕ ПЕСНИ КАЗАЧЬИХ СТАНИЦ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Возврат к списку

Наименование объекта:

Воинские песни казачьих станиц Отрадненского района Краснодарского края


Краткое название объекта:

Воинские песни Отрадненского района.


Краткое описание:

В фольклорной традиции Отрадненского района Краснодарского края сохранилось довольно много песен, связанных с казачьей воинской службой. Это песни, исполнявшиеся при проводах на службу, песни с историческими сюжетами, прославляющий воинский кант, строевые песни и др.

Они представляют большой интерес и для науки, и для современной художественной практики.


Фотография для обложки объекта


ОНКН Категория:

I. Мифологические представления и верования, этнографические комплексы. 2. Обряды и обрядовые комплексы. 2.2.3 Рекрутский. III. Народное исполнительство. 2. Вокальные жанры. 2.5 Неприуроченные жанры


Конфессиональная принадлежность

Православие


Язык:

Русский, наречие – южнорусское


Регион:

Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Бесстрашная, Малотенгинская, Удобная, Надежная, Передовая, хутора Кисловодский Малотенгинского с/п, Ильич Передовского с/п


Ключевые слова:

Краснодарский край, кубанские казаки, воинский музыкальный фольклор, проводы на службу, песни с историческими сюжетами


Полное описание:

В фольклорной традиции Отрадненского района Краснодарского края сохранилось довольно много песен, связанных с казачьей воинской службой. Это песни, исполнявшиеся при проводах на службу, песни с историческими сюжетами, прославляющий воинский кант, строевые песни и др. Рассмотрим образцы различных воинских жанров.

            Проводы на службу справедливо рассматривают в группе обрядов жизненного цикла. Это важный рубеж в судьбе молодого мужчины, тем более он значим для молодого казака. Довольно много ритуальных элементов включает в себя проводной обряд, но песни, связанные с проводами, звучат, в основном, во время семейного застолья, и по структуре текста и напева они ближе всего к лирическому жанру. Так, практически все музыкально-поэтические тексты имеют выделенные запевы, стихи позднего склада с большими слоговыми группами (8 + 7; 9 + 8), широкообъемные звуковые шкалы напевов, гармонические лады.

            В Отрадненском районе Краснодарского края записано несколько песен, исполнявшихся при уходе юноши на службу. Наибольшее распространение имеет «Последний нонешний денёчек», который зафиксирован сразу в нескольких станицах, но есть и более редкие тексты. Рассмотрим в качестве примера три музыкально-поэтических текста станицы Бесстрашной.

            Песни «Ой, паследний сиводня динёчик» и «Ой, пращай, страна жи мая й радная» имеют общие формы поэтического сложения: силлабо-тонический стих со слоговой нормой 9 + 8, форму строфы (КЕ=АА) и исполняются на один напев.

 

Ой, паследний сивод(ы)ня, ой, сиводня жи де…нёчик

Гуляю, ох(ы), я с вами, друзья. (2)

А за(я)в(ы)тре рана да чути, чуть светочек,

Уеду, ой, я, друзья, й ат вас. (2)

 

Ой, пращай, страна жи мая й радная,

Пращай, ты семья же дарага! (2)

Ой, на время с вами, ой, расстаюся,

Быти можеть, можеть, ох(ы), навсегда. (2)

 

            Песни сходны и по своему содержанию: они наполнены тёплыми воспоминаниями о родительском доме, родных и близких, любимой девушке и констатацией нового сурового жизненного порядка:

 

Быва… ла да стелют(ы) мне перину,

Кладут(ы) падушки же мягкие в галавах.

Типерь с зорьки, ох(ы) да зорьки

Стаю с винтовкай, ой, да на посту.

           

            Третья песня, которую припомнили в 1994 году участники фольклорного коллектива «Павушка» станицы Бесстрашной, по всей видимости, более раннего происхождения. Об этом свидетельствует как определенные фразы поэтического текста («службу царскую»), так и музыкальная стилистика этой песни: она была распета в протяжной манере, содержит междометия, словообрывы и допевания:

 

Ой, да ты не плачь, да вже ты не горюй, ой,

Да мая ты, ох(ы) мая ма… ох(ы) ма… мая, ох(ы) мамачка.

Ох(ы) да, не плачь, ох(ы) па сыно… о, ох(ы),

ои, по сыно… па сыночку сва… сваему.

Ой да как назначили ему службу ца… ох,

Ой, службу ца… ох(ы) да, службу, ох, царскую.

 

Особенностью казачьих фольклорных традиций является наличие в жанровой системе особых воинских жанров. К ним относятся строевые песни, музыкально-поэтические тексты с исторической тематикой, воинские лирические песни, инструментальные марши. В Отрадненском районе Краснодарского края записано довольно много музыкально-поэтических образцов, связанных с казачьей службой. Многие из них имеют широкое распространение на Кубани и (шире) на юге России, в других казачьих традициях. Но начать их описание хочется с уникального образца панегирического (прославляющего) канта[1], т.е. гимнического песнопения хорового склада в адрес военачальника, народного героя. Содержание кантов связано с идеями государственности, служения Отечеству, конкретными историческими победами и фигурами военачальников. Объектом прославления являются также понятия, составляющие основу традиционной системы ценностей: Православная Вера, Царь и Отечество, воинская доблесть, бесстрашие, проявленные в служении им.

            Панегирические канты зафиксированы лишь в некоторых населенных пунктах Кубани, как правило, станицах раннего заселения; они составляют малый процент от общего количества композиций, исполняемых участниками фольклорных коллективов. Один из кантов бытовал в станице Бесстрашной – «К ружью, друзья, идите!», он посвящен генералу-фельдмаршалу, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову:

 

К ружью, друзья, идитя,

В руках удар неситя!

Российскае сыны с победой рождены!

Атечества праславим, вождю венок совьём!

Врага дрожать заставим, в Париж потечём!

«Суворов, мы с тобою!»

– спол(ы)ночный крик народа.

Грудью, душою, с тобой идём вперёд,

Ура, ура, ура!...

 

            Кант «К ружью» имеет определенные сюжетные, структурные и исполнительские особенности, выделяющие его среди воинских казачьих песен. Он практически лишен сюжетного развертывания, это поэзия состояния наивысшего эмоционального подъема, причем, в отличие от лирики, массы людей – полка, общины, народа. Отсюда «мы» в поэтическом тексте:

 

Ни счезнут горцы с нами

В российскаей державы.

А лидер процветёт, вот Суворов к нам идёт!

 

Статичность сюжета в кантовой поэзии – определенный художественный прием, направленный на создание и утверждение образа вечности, неизменности прославляемых качеств, является предпочтение глаголов настоящего, будущего времени и императивных форм глаголов: «Российскае сыны с победой рождены!; Грудью, душою, с тобой идем вперёд!»

Музыкально-ритмическая композиция суворовского канта и типична для данного жанра, и оригинальна. Строфа включает в себя запевную и припевную части, каждая из которых представляет собой тираду стихов: в смыслонесущем разделе стихов пять, в рефрене три, плюс финальный виватный оборот «Ура, ура, ура!». Стихи пропеваются в разных темпах, что формирует в строфе пять сегментов. Первый и третий исполняются более сдержанно, рубатно (свободно в ритмическом отношении), включают ферматированные звуки; во втором и четвертом разделе темп убыстрен, для них характерна, наоборот, ритмическая равномерность. Заключительное протяженное «Ура!» дает возможность расценить композицию строфы как арочную. Лад канта – гармонический (мажор), трёхголосная фактура характерна для данного жанра. Звуковысотной организации большинства напевов Отрадненского района свойственно диатоническое ладовое сложение, поэтому фактурный и ладовый контраст канта и других жанров народной песни особенно выделяет «К ружью» в жанровой системе местной региональной традиции.

Героический характер имеет еще один редкий музыкально-поэтический текст, записанный в станице Надёжной. Песня так охарактеризована исполнителями: «Старынная это песня, старынная-прыстарынная. Это видно воевали, в какую-то войну. […] Это видишь, они говорят, что не страшны гранаты, походы, только страшны походы, когда нету хлеба ни куска. А это ничего не страшно им было. – Она военная? Военная» (Над1169). Содержание песни также имеет внушающий характер, поддерживает в воинах решительность и бесстрашие:

 

Вот пабирыгись бо... йся, ой, враг пракля(а-я)тай,

Мы ж зада(я)дим тибе штыком(ы)!

Мы зададим тибе штыком.

Вот(ы), где шты.... ком(ы), ой, где вот прыкла(а-я)дам,

Ох(ы) где жи да собствиннай рукой.

 

Песни с историческими сюжетами, записанные в населенных пунктах Отрадненского района, характерны для закубанских станиц, они бытуют здесь как в более традиционных, так и в своеобычных версиях. Песня о пленении Шамиля («Вы кубанцы братцы-молодцы») был записана в отрадненских экспедициях неоднократно. Ее пели в станице Надежной («Ой, за Венгером, братцы, за большим»), в станице Бесстрашной («Ой, да вы, кубанцы, бравы, молодцы»), а вот на хуторе Кисловодском Малотенгинского с/п встретился необычный вариант этой песни в протяжном распеве:

 

Ойи, да за Вен(ы)ге…(е)рам, братцы, ды за ба..льшим, е-е, да

Да й в стара(я)не ды, ой, чеченской.

 

В отрадненскую традицию входила также песня с историческим сюжетом «Как поехал наш Ликсандра», в которой также использованы некоторые приемы ритмической интерпретации:

 

Как паехал, ои, наш Ликсандра

свою а… рмию, ои, смотреть да

сваю а… рмию, ой, смотреть.

 

Абищал(ы)ся, ои, наш Лик(ы)сандра

к Ра(йа)жиству… дамой прыбыть, да

к Ра(йа)жиству… дамой прыбыть.

 

В хуторе Кисловодском записана также известная историческая песня «Вспомним, братцы мы кубанцы, двадцать перво сентября».

Несколько образцов воинских казачьих песен можно объединить в одну группу благодаря сходным формам поэтической и музыкальной организации. Объединяющими качествами являются наличие ритмической сегментации в стихе (благодаря акцентной природе позднего стиха) и напеве, а также малая доля внутрислоговых распевов. Некоторые из песен частого ритма практически наверняка использовались как строевые. Среди них широко известные на Кубани «На завалах мы стаяли как стена (Из-за леса-леса копия мечей)» (Иль1228), «Полно вам, снежочки на талой земле лежать» (Кисл 1150).

Этой группе близки по складу и характеру исполнения песни станицы Надежной:

 

До восхода сон(ы)ца всходити, к нам прие…хал(ы) каман(ы)дир.

К нам приехал камандир.

Он(ы) по войску разйижжа… (а)ит(ы), рэчь харо.. шаю сказал.

Рэчь харо.. шаю сказал(ы).

Ой, не бойтися, рыбята, бусурманскава врага…

 

и поселка Ильич:

 

И с(ы), ой, паходу, ой, баевого едуть все байцы ж да й дамой. (2)

Ой, едуть все байцы дамой.

Аны ж едуть, виселятся, ой, счачуть, грають и поют. (2)

Ой, счачуть, грають и поют.

Да жёны ж, матери, сестрыцы, ой, все нав(ы)стрэчу к ним да идут. (2)

           

Некоторые поэтические образы этих песен («едуть все байцы дамой»; «к нам приехал камандир»), умеренная степень внутрислогового распева, ритмическая четкость исполнения также давали бы возможность предположить их бытование в качестве строевых, если бы этому не противоречили выделенные запевы, «сбивающие» ритмическую четкость, и довольно сдержанный темп исполнения. По своему складу они ближе всего позднелирическим песням.

            В населенных пунктах Отрадненского района записаны образцы воинской лирики. Эти песни посвящены выражению чувств казака, находящегося на службе и ежедневно преодолевающего ее трудности в отрыве от дома и семьи. Здесь записаны «Как падул(ы) ветер халодный, дождь со снегом пополам» (ст. Удобная, хут. Ильич), «Как ва чистом поле, ва степи широкой» (х. Кисловодский), «То не ворон то был конь» (ст. Бесстрашная):

 

То ж не ворон да был конь, ох, да й черне…

Ей вот(ы) па крутым(ы) ох(ы) па гарам.

 

Ой, па крутым да й па гарам там черке…

Е, ох(ы) да й там черкесы ох(ы) да идут.

 

Й ой, оны шли да не дошли всё ж да й к зава…

Е, ох(ы) да, всё к завалу, ох(ы) не дошли.

 

Й ой, всё к завалу не дошли,

Е, ох(ы) да й ани сделали ши да й привал (Бесстр646).

 

            Традиционные лирические песни представляют собой жанр, в котором теснее всего сближаются мужская и женская темы народного музыкального искусства. Воинская мужская и женская лирика в казачьих традициях не контрастны. Героями любовных лирических песен являются казак и казачка, в фокусе сюжета находятся их чувства. Темы мира и войны, богатства и бедности, верности и измены характерны как для воинских песен, так и для лирических песен, условно называемых женскими. Особенно ясно это проявляется в традициях исполнения неприуроченных песен: «Ее (песню – С.Ж.) раньше мужчины больше пели? / Да все. У нас в беседе хто собрался, хто поёт, все и поют. И сейчас, и раньше. Такого нету, что женщины, мужчины, а все. У нас каждый знает, когда какую песню грають. Свадьба – значить, на свадьбе грають. А втэто вот в любой беседе: где сели за стол, вот расчинай и пой» (Над1188).




[1]. «Приветственные» или «панегирические» канты, возникли в России в период царствования Петра I, формирование жанра происходило в эпоху профессиональной силлабической поэзии (М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский).  Канту как музыкальному жанру свойственно трёхголосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. В области ритмики для канта характерна подчиненная квадратности музыкальная строфа.



Служебная информация

Автор описания:

Жиганова Светлана Александровна, ведущий научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail: svet1ana2008@mail.ru Тел: 8(918 43-33-975.

Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

Год, собиратели:

1996 – Н.И. Бондарь, Л.В. Бобкова, С.А. Векшина, В.В. Воронин, С.А. Жиганова, А.Н. Мануйлов

Место фиксации:

Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Удобная, Малотенгинская, хут. Кисловодский Малотенгинского с/п, Передовая, хут. Ильич Передовского с/п, Надежная.

Место хранения:

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани

История выявления и фиксация объекта

Записи проводились во время экспедиции 1996 – Н.И. Бондарь, Л.В. Бобкова, С.А. Векшина, В.В. Воронин, С.А. Жиганова, А.Н. Мануйлов

Библиография

1.                 Жиганова С.А. Воинские панегирические канты в фольклоре кубанских казаков // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. – Краснодар: ГНТУ «Кубанский казачий хор», 2002. С. 343–365.

2.                 Жиганова С.А. Музыкальный фольклор кубанских казаков // Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.2. – Краснодар, 2005.  С. 418 – 431.

Жиганова С.А.          Музыкальный фольклор. Нотное приложение // История, этнография, фольклор Кубани. Т. 5. Отрадненский район (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции)» / Мин-во культуры Краснодар. Края, Научн.-иссл. Центр традиционной  культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Ростов-на-Дону, 2020. С. 278 – 407.

Возврат к списку

Партнеры