Оставьте свой отзыв о работе
Get Adobe Flash player
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска



Исторический партнер
Кубанского казачьего хора


Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора












«Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей имени В.Г.Захарченко»

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Первая кубанская музыкальная школа появилась еще в марте 1812 года и была создана для обучения 38 человек, в основном, мальчиков в возрасте от 13 до 15 лет, игре на музыкальных инструментах военного духового оркестра и 25 учеников музыкантского хора или капеллы, как тогда принято было называть.

С тех пор прошли почти два столетия. Произошли большие перемены в социальной и духовной жизни Кубани, но неизменными остались любовь и бережное отношение к народной культуре кубанского казачества.

Как известно, большой пропагандист народного фольклорного искусства и руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко давно вынашивал идею создания при хоре уникальной детской школы народного искусства, которая бы дала возможность юным кубанцам изучать и тем самым сохранять народные традиции и культуру Кубани. В 1985 году на отчетном концерте детской музыкальной хоровой студии, услышав выступление творческого коллектива под управлением Натальи Безугловой, Виктор Захарченко предложил создать детский творческий коллектив при Кубанском казачьем хоре – спутник Кубанского казачьего хора. В процессе работы творческого коллектива стало ясно, что необходимо охватить все направления народного искусства для более широкого привлечения детей к изучению кубанского фольклора. Решили обучать детей не только народному хоровому пению, но и народному танцу, игре на народных инструментах, декоративно-прикладному искусству. Все организационные вопросы по воплощению этой идеи Виктор Гаврилович взял на себя.

1990 год – непростое время в истории нашей страны и, конечно же, нашего края, но именно в это время благодаря воле, идейной убеждённости Виктора Гавриловича Захарченко создаётся Центр народной культуры Кубани и при центре студия народного искусства, а в 1992 году на базе студии была открыта школа народного искусства при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре, директором которой был назначен Николай Васильевич Кравец.

Благодаря помощи губернатора Краснодарского края, в 1995 году под школу было выделено здание Дворца культуры масложиркомбината, здесь и обосновалась Краевая детская экспериментальная школа народного искусства.

Большая концертная деятельность, участие в важных и наиболее значимых для пропаганды народного искусства Кубани международных и всероссийских детских фольклорных конкурсах и фестивалях, не могли не сказываться на выполнении учащимися программы общеобразовательной школы. Поэтому с 1996 года в школе объединены две образовательные программы — среднего общего (полного) образования и дополнительного образования детей в области культуры и искусства в одном образовательном учреждении. В результате этого КДЭСОШНИ стала школой полного дня, что позволило во время группы продленного дня параллельно с посещением занятий по искусству, выполнять домашние задания, дополнительно заниматься с преподавателями, восполняя пробелы в знаниях вследствие активной концертно-гастрольной деятельности.

Школа Кубанского казачьего хора является специфическим учебным заведением с четким профилем: традиционное народное искусство. Она является преимущественно образовательным учреждением, обеспечивающим массовое художественное воспитание средствами народного искусства.

Цель школы народного искусства — выступать механизмом «связи времен», поддерживающим традиции народной культуры. Для выполнения этой цели из года в год школа неуклонно решает ряд важнейших задач:

  • приобщить детей к богатствам традиционной народной культуры и к славным 200-летним традициям Кубанского казачьего хора;
  • представить детям эти традиции, как духовные опоры нравственного и национального сознания;
  • укрепить авторитет народной культуры в глазах общества.

Важнейшей составляющей в деятельности школы является патриотическое и духовно-нравственное воспитание на основе Православия.

СОСТАВ

На сегодняшний день в школе 566 учащихся, обучающихся народному искусству на 5 отделениях:

  • отделение народного хорового пения
  • отделение народного танца
  • отделение народных инструментов
  • отделение духовых и ударных инструментов
  • отделение декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

За двадцать лет существования школа превратилась в большое образовательное учреждение, где работают 110 преподавателей, среди которых 23 заслуженных работника культуры Кубани, России, Украины, отличников народного образования.

Обучение искусству ведется по различным программам: типовые программы для ДМШ и ДШИ Министерства культуры РФ, авторские и авторизованные (экспериментальные), созданные преподавателями СОШ им В.Г. Захарченко, а сегодня школа называется именно так.

Приобщение детей к народной культуре изначально велось через такие формы обучения, как фольклорные экспедиции, где учащиеся вместе с преподавателями в поездках по родному краю изучали быт, традиции, музыкальную и танцевальную культуру народов, населяющих Кубань.

Преподаватели школы всегда вели большую научно-исследовательскую, учебно-методическую, поисковую и пропагандистскую работу. Ребята вместе с взрослыми, в том числе и артистами Кубанского казачьего хора записывали народные песни, танцы, обряды, собранные в фольклорных экспедициях под руководством преподавателей Валентины Ивановны Ярешко, Елены Владимировны Лимаревой, Натальи Владимировны Безугловой. Материалы, легли в основу методических разработок, программ, сборников народных песен. Педагоги-гармонисты Ким Николаевич Головко, Валентин Иванович Кравченко, Александр Кимович Головко, Леонид Васильевич Шапошник, композитор Валентин Михайлович Волченко собрали и обработали региональный музыкальный материал, создали авторские сочинения. Эти произведения стали содержанием сборников серии «Играй, гармонь Кубанская!». Концертмейстеры школы пополнили репертуар отделения народного танца обработками народных мелодий — сборник «Моя Кубань», составитель Игорь Иванович Зимников. Песенный материал сборников «Родные напевы казачьего края», «Вэчир на двори», «Щедрый вэчир», собранный и записанный в фольклорных экспедициях по станицам и хуторам Краснодарского края, широко используется на уроках отделения народного хорового пения. Также вышли в печати сборники: «Заселение и жизнь казаков на Кубани, отраженные в песенном творчестве» Валентины Ярешко, сборник народных песен в обработке для ксилофона Елены Вавилиной, сборник пьес для фортепиано на тему кубанских народных песен «Ой, да, на Кубани!» (автор Елена Иванова).

УЧАСТИЕ ШКОЛЫ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Не менее важную роль в приобщении молодежи к народному творчеству играет участие в фольклорных фестивалях. В рамках губернаторской программы «Дети Кубани» школа на протяжении многих лет являлась одним из организаторов проведения детского фольклорного фестиваля «Кубанские просторы», который проводился с 1994 года. Ежегодно сотни детей из разных уголков Краснодарского края во время оздоровительного отдыха на побережье Черного моря принимали участие в этом фестивале.

На протяжении 20-ти лет творческие коллективы школы принимали участие и становились лауреатами международных, всероссийских, краевых конкурсов и фестивалей народного детского творчества «Кубанский казачок», «Золотое яблоко», «Кубанская музыкальная весна», «Адрес детства - Кубань», «Культура сближает народы», «Рождественские святки», «Казачий круг», «Европейская ярмарка», «Зимовий солнцеворот» и многих других.

Тесные дружеские и творческие связи сложились и продолжают развиваться с творческими коллективами и культурно-просветительскими центрами Украины с 90-х годов. Музыкальная культура Кубани опирается на привнесенный переселенцами — черноморскими казаками песенный фольклор, который стал основополагающим в Кубанской народной музыкальной культуре. Большое влияние на песенный материал оказала поэзия великого украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Ежегодно в день его рождения в школе по инициативе председателя Общества украинцев на Кубани, преподавателя истории и кубанского диалекта Сергиенко Миколы Григорьевича проводится конкурс на лучшее чтение стихов Т.Г. Шевченко. Для изучения украинской культуры и повышения квалификации преподаватели школы регулярно приглашаются на семинары и конференции, проводимые культурно-просветительскими Центрами Украины в городах Киеве, Житомире, Донецке, Днепропетровске, Харькове. Участие в этих мероприятиях позволяет преподавателям школы существенно обогатить и пополнить нотно-методическую литературу для работы с учащимися. Стали традиционными поездки детских коллективов Кубани и Украины по линии обмена культурными достижениями. Во время таких поездок проживание детей в семьях участников творческой встречи, принимающей стороны, дает возможность непосредственно соприкасаться с бытом, обычаями и традициями дружественных народов.

СОШ им. В.Г. Захарченко постоянно расширяет свои международные контакты не только с Украиной, но и Польшей, Болгарией, Италией, Францией, Португалией, Турцией. Принимая участие в конкурсах и фестивалях народного творчества, коллективы школы не только завоевывают высокие награды, становятся обладателями Гран-При, пропагандируют народную культуру Кубани на самом высоком профессиональном уровне.

НАГРАДЫ

За большую пропагандистскую и просветительскую работу по возрождению и сохранению культурного наследия Кубани, которую проводят учащиеся и преподаватели школы на концертных площадках города, края и регионах Российской Федерации творческие коллективы награждались Почетными грамотами, Благодарственными письмами губернатора А.Н. Ткачева, Законодательного собрания Краснодарского края, руководителей департамента культуры и Кубанского казачьего хора. Но самой значимой наградой для школы является благодарственное письмо Президента Российской Федерации В.В. Путина за активное участие в организации подготовки и проведения торжественного мероприятия, посвященного Дню России в июне 2005 года в Москве.

Многие выпускники Краевой КДЭСОШНИ стали работниками в сфере искусства. Одни из них успешно выступают в творческом составе Кубанского казачьего хора и других профессиональных коллективов, другие продолжают дело своих учителей, создавая в городах и станицах края новые коллективы народной песни и танца.

ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ школы им. В.Г. Захарченко

За период существования школу окончили 505 выпускников

На сегодняшний день:

  • 24 артиста работают в Кубанском казачьем хоре
  • 3 человека работают в ансамбле П.П. Вирского
  • 21 выпускник – в ансамблях края
  • 10 выпускников стали преподавателями и работают в СОШ им. В.Г. Захарченко
  • 147 выпускников получили и получают высшее образование в высших учебных заведениях культуры по специальности и 26 человек в средних специальных учебных заведениях культуры.

Конечно же, можно с уверенностью сказать, что за 20 лет существования школы, накопился богатый опыт работы по изучению и сохранению казачьей культуры. И сегодня школа, являясь базовым учебным заведением в области традиционной казачьей культуры, регулярно проводит краевые и всероссийские семинары, мастер-классы.

Школа народного искусства при Кубанском казачьем хоре была задумана Виктором Захарченко как детский центр изучения, сохранения и распространения народного творчества на Кубани. Можно смело сказать, что мечты Виктора Гавриловича увидеть в подрастающем поколении достойную смену хранителей и собирателей народной песенной и танцевальной культуры народов Кубани успешно претворяются в жизнь, благодаря работе школы.

Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одарённых детей им. В.Г. Захарченко

Информационный портал южного региона Юга.ру о школе-интернате народного искусства для одаренных детей имени В. Захарченко

Адрес: ул. Володарского, 5
Директор: Албанов Иван Алексеевич
Тел.: +7 (861) 275-43-77

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.