Онлайн-магазин История СМИ о нас Контакты Корзина
Афиша Состав Гастроли Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Документы и отчеты
Версия для слабовидящих
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5
Пушкинская карта
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕЙ ГРАНИЦЫ И ЛЕТНЕГО СЕЗОНА В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Возврат к списку

Наименование объекта:

Музыкальные жанры весенне-летней границы и летнего сезона в фольклорной традиции Отрадненского района Краснодарского края


Краткое название объекта:

Весенне-летние календарные жанры музыкального фольклора Отрадненского района.


Краткое описание:

Музыкальное оформление весенне-летней границы и наличие жанров летней приуроченности – довольно редкое явление в календарной системе Кубани. Оно свойственно некоторым населенным пунктам Старой линии и восточного Закубанья.

В Отрадненском района Краснодарского края бытовали формы обрядового оформления праздника Троицы. В основной праздничный день по улицам населенных пунктов водили комаря и комариху (в станице Бесстрашной татара и татарку). Шествие сопровождалось исполнением хороводной песни «Ой, я по лугу гуляла». Записаны здесь и припевки на Ивана Купала.

На территории района зафиксированы и некоторые музыкально-поэтические тексты различных жанров, приуроченные к летнему сезону года, связанному с выполнением полевых работ. Это специальный песенный сюжет, связанный с вызыванием дождя «Ой, хмарицца, туманицца, да либо будит дожжь», лирическая песня «Падуй, пад(я)уи, витерочик(ы) с глыбокава яру», полильные припевки.


Фотография для обложки объекта


ОНКН Категория:

I. Мифологические представления и верования, этнографические комплексы. 2. Обряды и обрядовые комплексы. 2.1 Календарные


Конфессиональная принадлежность

Православие


Язык:

Русский, наречие – южнорусское


Регион:

Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Бесстрашная, Малотенгинская, Удобная, Надежная, Передовая, хутора Кисловодский Малотенгинского с/п, Ильич Передовского с/п


Ключевые слова:

Краснодарский край, кубанские казаки, календарные обряды, календарные музыкальный фольклор, приуроченные песни.


Полное описание:

Для определенных станиц Старой линии и восточных предгорных районов Закубанья (Лабинский, Мостовской, Отрадненский) свойственна приуроченность некоторых музыкально-поэтических текстов к летнему сезону года – явление довольно редкое для календарной системы Кубани. Прежде всего, это связано с наличием в фольклорной традиции песен, исполнявшихся в связи с праздником Троицы. Этот праздник в восточнославянской этнографии принято считать рубежным между весной и летом.

Воспоминания об обряде, разграничивающим весенний и летний сезоны, наилучшим образом сохранились в памяти жителей станицы Удобной Отрадненского района Краснодарского края. В этом населенном пункте на троицкой неделе выполнялся обряд вождения комаря и комарихи. Его подробное описание приведено в данном издании в очерке Н.И. Бондаря, ранее он описывал его в своей монографии «Календарные праздники и обряды кубанского казачества»: «Участниками основной части обряда (ритуалов обряжения, вождения «комаря») в основном являлись девочки 8 – 12 лет. Хотя роль главного персонажа исполнял, как правило, мальчик. <…>

Участники в начале собирались у кого-нибудь дома, обряжали большую, пышную ветку («гильцо») лентами, бумажными цветами, наряжали «комаря» (женихом) и «комариху» (невестой). <…>

После этого начинался ритуал вождения, хождения по станице под песню «Уж я по лугу гуляла». Следует отметить, что эта песня известна во многих станицах. Ее исполняли на Троицу или даже считали троицкой, но обряд «вождения комаря» в этих станицах не зафиксирован.

«Камарь» и «камариха» могли идти впереди как жених и невеста. Следом одна из участниц несла «гильцо», а за ними шли остальные. «Гильцо» впереди могла нести «камариха», а «камарь» шёл следом и подгонял её хворостиной. Хворостинки были и у остальных участников обряда. Основные персонажи могли плясать во время шествия, или же «камариха» подпрыгивала, кружилась. Это же делали и остальные. «Жених» и «невеста» кланялись встречным» [2, c. 205 – 206].

Дополним приведенное описание ритуала некоторыми деталями, связанными с его музыкальным оформлением.

Вождение комаря и комарихи соединяет в себе черты хорошо известного в южной России троицкого обряда обхода дворов с наряженным деревом или веткой (чаще всего березы) и двух видов хоровода, а именно хоровода-шествия и хоровода с разыгрыванием песенного сюжета. Так, праздничная процессия девушек или девочек-подростков (8 – 12 лет), несущих пышную ветку, украшенную лентами, цветами и др. («гильцо»), интерпретирована некоторыми информантами как вид хоровода: «У нас хороводы водють только на Тройцу. Убирають камарьку, камаря и йдуть, песни играють «Камарыка» с ветками, с плясками. И это идуть, это молодёжь, девчата. Идут и с веткою: комарыха идёть вперёд, […] кружицца, танцует, камарь хварастинкой её подгоняет, а тут гуртом идуть, песни играют: «Ой, с камарыка, ой, с камарыка, с камарыкам гуляла» (Удобн1199). Комарь и комариха, возглавляющие процессию, олицетворяли героев хороводной песни с шуточным сюжетом «А я по лугу хадила (гуляла)», имеющей широчайшее распространение в южной России:


А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу хадила. (2)


Ой, с камарикам, ой, с камарикам,

С камарыкам плясала. (2)


Ой, камар шутил, ой, камар шутил,

Камар шутил-пашутил (2)


Ой, на ноженку, ой, на ноженку,

На ноженку наступил. (2)


Ой, все пальчики, ой, все пальчики,

Все пальчики пердавил. (2)


Ой, суставчыки, ой, суставчыки,

Суставчики перхрустил…. (2)


Вариант ритуала записан в станице Бесстрашной: там наряжали татара и татарку, песня была та же самая. В данном обряде довольно ясно просматриваются как собственно ритуальные элементы (наряженная ветка, квазисвадебная одежда основных персонажей), так и элементы, определяемые традициями хороводного жанра. К ним нужно отнести имена персонажей, продиктованные сюжетом песни, имитацию комарихой полёта насекомого (подпрыгивание, кружение), что свойственно для игрового хоровода. Стоит обратить внимание и на тот факт, что шествующие с комарём и комарихой по сути не обходят дворы, а движутся по улицам населенного пункта, что в большей степени свойственно хороводу-шествию: «Па улицах ходють. Сабралися гуртом и пашли, по любой улицы прашли, ворочаюцца по другой. Гуртами идуть» (Удобн1199).

Участие хороводной песни в троицком обряде, причем в качестве определяющего, а не дополняющего элемента, в еще большей степени подчеркивает значимость хороводного жанра в календарной обрядности населенных пунктов Отрадненского района. Составным (а именно замыкающим) элементом она вписывается в широко представленную в этом районе традицию постовых, шире – весенних хороводов, маркирующих весь сезон. Этому явлению уже посвящались отдельные публикации автора [4].

Перейдем к иным жанрам, рпиуроченным в фольклорной традиции Отадненского района к летнему сезону года.

Обрядовая музыкально-поэтические тексты записаны станице Малотенгинской и Удобной в связи с праздником Ивана Купала (7.07). В Малотенгинской в этот день выходили на берег реки и пели:


Купался Иван,

Доведется и нам!


В Удобной припомнили купальскую песенную миниатюру с таким содержанием:


Ивана Купала, винок завивала,

Винок завивала и в рэчку бросала.


Купальская припевка (вариант текста) записана и в поселке Ильич.


Специальные музыкальные жанры в исследуемой традиции связаны и с летним сезоном года, большая часть которого занята полевыми работами.

Устойчивой традицией, о которой рассказывали сразу в нескольких населенных пунктах района, было исполнение в поле во время сезонных работ песню, способствующую проливанию дождя. Несмотря на лирический характер текста, она играла роль заклички: «Да как журавлём ходили:

Ой, хмарицца, туманицца, да либо будит дожжь.

Ой, да либо будит дожжь.

Ой, дожжичик-паливальничик, палей, паливай!

Ой, да палей, паливай!

Ой, миленький да Марусечкин, прыбудь, прыбывай!

Вои да прыбудь, прыбывай!

Ой, рад бы я к тибе прибыть – коника нема.

Эй, да коника, ой нема!

Да коника дабуду – в адин час прыбуду!

Да в адин(ы) час прыбу…(ду)!

И тогда должен дождь пойти? / Конечно!»

В какой-то мере с закликанием дождя сходно пение в поле лирических песен, которые в фольклористике принято номинировать как приуроченные. Резоном приуроченности таких песен к какому-либо сезону, характеру погоды является соответствие им в содержании поэтических текстов. В фольклорно-этнографических материалах, записанных в Отрадненском районе, несколько раз встретилось упоминание приуроченной лирики. В хуторе Кисловодском в экспедиции 1996 года записано два фрагмента лирических песен: «Ой, сады маи ж дай садочки» по свидетельству исполнителей пели на Пасху, «Даждалися праздничка Тройцы», соответственно, на троицкой неделе. В станице Бесстрашной на Покров пели песню протяжной структуры «Ой, да, закатися, закатися солнушко ясно». Наибольшую же распространенность в районе имела лирическая песня «Подуй, подуй, ветерочек с глыбокого яру», которую исполняли в жаркое время во время кропотливых полевых работ. Вот как рассказывала об исполнении этой песни во время прополки Надежда Ивановна Нечитайлова, талантливая песельница из станицы Передовой: «Я звеновая, у меня двадцать человек были. Такие ряды большие! Как на ряд выйдешь, все: "Бух! Бух! Бух!", так я скорэй начинаю:

Падуй, пад(я)уи, витерочик(ы) с глыбокава яру.

С глыбокава яру.

Прыбуди, прыбуди, да мой ми…лёнак с далёкава краю.

Ой, да с далёкава краю.

А я сваю криночку кругом аблетаю.

Ой, да кругом аблетаю.

А я сваво да й милёна…чка сдаля угадаю…


Вся мая звено меня слушает. Кричит одна в гору, а звено двадцать человек поёт1. Какой хор получается! А я всех пэрэвышаю!»

Наконец, еще один довольно редко встречаемый, но присутствующий в жанровой системе Кубани вид пения – полильные припевки, записанные в станице Надежной:


«ПрИказков этих не переиграть!


Да поли, поли, да Марусичка, да поли, не ленись!

Ои, да поли, не ленись!

Как как придёть к тибе Ваничка, да возьми поклонись!

Ои, да возьми поклонись!»

Любопытно, что характеризуя этот жанр, исполнители указывали на значение поэтической импровизации в процессе его исполнения: «Оно ж нескладно. Кому что прыдумавается. Это расчинают, и пошли» (Над1188). Так, были исполнены две припевки, начинающиеся одним стихом «Как выйду на ту горочку», но имеющие разные продолжения:


1). Как я выйду на ту горочку, да на либэдей крыкну.

Да на либэдей крыкну.

Да низнакомая да староначка, да нискора прывы… кну,

Да нискора прывы…

Да хоть прывукну, да ни прывыкну, да нада прывыкать.

Вой, да нада прывыкать!

Да от родненькай да ат мамачка да нада, ой, атвыкать!

Петь в гору – народное терминологическое выражение, означающее вести в ансамбле в одиночку верхнюю голосовую партию. Поёт – здесь исполнение участницами ансамбля нижней голосовой партии.

2) Как я выйду на ту горочку, гляну на село,

гляну на село.

Да идуть маи подружечки, и мне весело,

и мне весело.

Песни и припевки, связанные с летними полевыми работами, звучавшие на степу, имеют некоторые общие структурные особенности. По приведенным примерам видно, что в полильных припевках и приуроченных лирических песнях общая форма песенной строфы, основанная на повторе второй слоговой группы силлабического стиха (КЕ=abb). Объединяющим стилевым элементом является тембр пения. Как и положено народным музыкально-поэтическим композициям, предназначенным для исполнения на открытом воздухе, летние песни исполняются открытым, зычным тембром, на весь голос. В полной мере проявляется в них исполнительская техника, уже описываемая выше – тенденция к внутрислоговому дроблению, измельчению ритма путем множества огласовок согласных, частого использования междометий и др. Следствием являются «переливчатость» голосов, игра оттенками звука, так хорошо известные по виртуозным образцам фольклорного пения южной России, линейных станиц Кубани, которое без сомнения является главной метрополией местной певческой культуры.

Подытоживая описание календарных музыкальных жанров в традиционной культуре Отрадненского района Краснодарского края, следует еще раз отметить ее развитость в контексте годового круга. Музыкальные жанры, обрядовые и приуроченные, связаны здесь с тремя (зима, весна, лето) сезонами года. Такие явления как зимнесвяточные поздравительные песни и постовые хороводы представлены не единичными, а устойчивыми, повторяемыми из станицы в станицу сюжетами. Исполнители проявили единодушие в смысловой интерпретации музыкального календаря и сохранили связь стилевой облик музыкально-поэтических текстов, характерный для метропольных традиций.


1 Петь в гору – народное терминологическое выражение, означающее вести в ансамбле в одиночку верхнюю голосовую партию. Поёт – здесь исполнение участницами ансамбля нижней голосовой партии.


Служебная информация

Автор описания:

Жиганова Светлана Александровна, ведущий научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail: svet1ana2008@mail.ru Тел: 8(918) 43-33-975.

Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

Год, собиратели:

1996 – Н.И. Бондарь, Л.В. Бобкова, С.А. Векшина, В.В. Воронин, С.А. Жиганова, А.Н. Мануйлов

Место фиксации:

Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Бесстрашная, Удобная, Малотенгинская, хут. Кисловодский Малотенгинского с/п, Передовая, хут. Ильич Передовского с/п, Надежная.

Место хранения:

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани

История выявления и фиксация объекта

Записи проводились во время экспедиции 1996 – Н.И. Бондарь, Л.В. Бобкова, С.А. Векшина, В.В. Воронин, С.А. Жиганова, А.Н. Мануйлов

Библиография

  1. Агапкина Т.А. Танец // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. / Под общей ред. Н. И. Толстого. М.: "Международные отношения", 2012. Т. 5: С (Сказка) – Я (Ящерица). С. 231 – 239.

  2. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Изд. 2-е, испр. – Краснодар: Традиция, 2011. – 311 с.

  3. Бондарь Н.И. Календарные праздники, обряды и фольклор // История, этнография, фольклор Кубани. Т. 5. Отрадненский район (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции)» / Мин-во культуры Краснодар. Края, Научн.-иссл. Центр традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Ростов-на-Дону, 2020. С. 278 – 407.

  4. Жиганова С. А. Весенние хороводы Закубанья (из материалов фольклорно-этнографической экспедиции Центра народной культуры Кубани в Отрадненский район Краснодарского края) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 г.: Материалы научно-практической конференции. – Краснодар: КНМЦК, 1997. С. 27–32.

  5. Жиганова С.А. Музыкальный фольклор. Нотное приложение // История, этнография, фольклор Кубани. Т. 5. Отрадненский район (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции)» / Мин-во культуры Краснодар. Края, Научн.-иссл. Центр традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Ростов-на-Дону, 2020. С. 278 – 407.

  6. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 1. Календарные обряды и песни. М., 2003.

  7. Токмакова О.С. Курские танки и карагоды: компоненты текста и жанровая дистрибуция // М., «Вопросы этномузыкознания», №2 (7)-2014, С.6–24.

Возврат к списку

Партнеры