Онлайн-магазин История Состав Контакты
Научная деятельность Партитуры
Афиша Гастроли Пресса Достижения Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Информация Документы и отчеты
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5
Научно-исследов...
КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Традиционная одежда в культуре восточнославянского населения Отрадненского района Краснодарского края
В результате влияния определённых этнических социальных, экономических и природных условий костюм населения Приурупья (Отрадненского района) во второй половине XIX – начале XX в. оформил свои локальные особенности и этнокультурные маркеры. Однако в последующем этот комплекс проделал заметную эволюцию от традиционных форм к одежде широкого потребления городских типов, выпускаемой советской промышленностью.
Традиция празднования престольных праздников в Отрадненском районе Краснодарского края
Обычай отмечать престольный день известен в народной культуре издавна. Он наиболее глубоко отражает духовную сторону жизни русского человека, его любовь к Богу и окружающим людям. В народной традиции престольный праздник считался второй Пасхой. Святой в честь которого освящён храм являлся покровителем всей станицы и её жителей. Каждый считал своим долгом, в своём домашнем иконостасе, помимо икон Господа и Богоматери иметь образ святого – покровителя храма и местности. До сих пор сохраняется обычай праздновать престольный день всей станицей в Отрадненском районе и благочестивая традиция устройства обеда для паломников.
Устные рассказы о терроре периода Гражданской войны, записанные у жителей станиц Отрадненского района Краснодарского края.
Гражданская война на Кубани 1918 — 1920 гг. оставила в народной памяти региона массу рассказов о событиях того времени. Немало их было записано в Отрадненском районе Краснодарского края, где братоубийственное противостояние носило весьма ожесточённых характер, враждующие стороны активно прибегали к тактике партизанской войны, организовывали вооруженные выступления в тылу противника и пр.. Что сопровождалось нередкими случаями бессудных казней станичников.
Устные рассказы о голоде 1933 г., записанные у жителей станиц Отрадненского района Краснодарского края.
Голод 1933 г. на Кубани, масштабное и трагическое событие, оставил в народной памяти региона массу рассказов о событиях того времени. Немало их было записано в Отрадненском районе Краснодарского края, преимущественно предгорной территории на восточной окраине региона.

Голод стал следствием сознательной политики, направленной на подрыв самостоятельности и жизнеспособности зажиточного сельского населения Юга России вне зависимости от его национальной принадлежности.
Крещенский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края
Крещенский комплекс замыкает зимне-святочного цикл праздников и обрядов. Временные границы комплекса – 18-19 января. Структура комплекса: голодная / бедная кутя, первое и второе водосвятия, ужин (вечеря), проводы кути, окропление / освящение жилища, подворья, хозяйства; снятия запретов.
Купальский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края

Ивана Купала / Купайло – летний праздник (24 июня / 7 июля). В отрадненской купальской обрядности наиболее устойчивыми и значимыми ею символами и признаками являлись веночный ритуал, купальские костры и цветок папоротника.



Народная топонимия Отраднеского района Краснодарского края
Народные топонимические версии дают ценную информацию для изучения менталитета казачества, его отношения к официальной истории и топонимическому пространству, а это – тоже историческая действительность. Освоение Приурупья в топонимическом плане отразило этнические, культурно-бытовые и исторические традиции. При этом осознание своей культурной общности  проявлялось в том, что практически все топонимы имели не только официальное, но и устно-легендарное обоснование. Народная топонимия не искажает, а во многом дополняет историческую действительность, раскрывая неофициальные механизмы осмысления прошлого и настоящего. Рассказы о происхождении названий станиц, хуторов, рек, балок, курганов полян в связи с военными действиями, известными государственными деятелями и полководцами, местными народами и героями активно участвуют в организации единого пространства исторической памяти, работают на самоидентификацию и культурную отмеченность.
Народные медицинские знания и практики лечения детских заболеваний в культуре населения станиц Отрадненского района
Наряду с обрядовой сферой, в культуре станиц Отрадненского района сложился и бытовал достаточно развитый блок народных медицинских знаний и представлений, связанных с детскими заболеваниями. Широко распространенными, по мнению респондентов, являлись такие заболевания, как сглаз, испуг, младенческий, сухоты, криксы, заеды, огник, плиснявки и др. При отсутствии медицинских учреждений в станицах за лечением обращались к бабкам-знахаркам. Однако отдельные медицинские знания (как рациональные, так и иррациональные) и способы лечения практиковались и передавались на семейно-бытовом уровне.
Новогодний обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края

Новогодний комплекс является продолжением зимне-святочного цикла праздников и обрядов. В Отрадненском районе он включал в себя щедрованье, в т. ч. миланки; хождение с Меланьей, гадания, посевание. А также сопутствующие действа: приглашение Мороза, возжигание костров, ряжение.

Часть обрядов и ритуалов новогоднего комплекса совершалась 13 января, накануне старого нового года, часть – 14 января.



Обряды и праздники второй половины лета Отрадненского района Краснодарского края

Праздники второй половины лета приходились на июль-август. Часть из них приходилась на мясоеды, часть на успенский пост. Все они в той или иной форме связаны с производственной, хозяйственной деятельностью человека и фенологическими наблюдениями и представлениями.


Родинные обычаи и обряды населения станиц Отрадненского района Краснодарского края
Родинный комплекс обрядов является одним из важнейших в традиционной культуре этноса. В связи с этим он включает в себя значительное количество различных запретов, норм, примет, представлений и обрядов, связанных с женщиной и новорожденным. Выполнение этого комплекса, по мнению носителей традиционной культуры, гарантировало  появление нового физически и умственно здорового члена общества. Собранные в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в станицах Отрадненского района полевые материалы не однородны, многие элементы, особенно с уходом из практики бабок-повитух, исчезли. Тем не менее, материалы максимально отображают сложившийся комплекс в данном регионе.
Рождественский обрядовый комплекс в станицах Отрадненского района Краснодарского края

Рождественский комплекс Отрадненского района открывает зимне-святочный цикл праздников и обрядов. Часть обрядов и ритуалов этого комплекса совершалось в навечерие Рождества, 6-го января (на святки, богатую кутью): вечеря (и сопутствующие ей ритуалы); ношение кути / вечери; гадания / ворожба. Другая часть – на Рождество, 7-го января: христославление / рождествование; колядование.



ОБРЯД ПРОВОДОВ НА СЛУЖБУ В СТАНИЦАХ ГОРЯЧЕКЛЮЧЕВСКОГО РАЙОНА
Наряду с обрядовой сферой, в культуре станиц Кореновского района сложился достаточно развитый блок народных медицинских знаний и представлений. При отсутствии медицинских учреждений в станицах, за лечением обращались к бабкам-знахаркам. Однако некоторый минимум медицинских знаний (как рациональных, так и иррациональных) и способов лечения передавался на семейно-бытовом уровне и был достаточно известен широкому кругу.
ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ У НАСЕЛЕНИЯ СТАНИЦ КОРЕНОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Родильно-крестильный обрядовый комплекс, как показывают полевые материалы, сохранился в культурной памяти старожильческого населения населенных пунктов Кореновского района в весьма редуцированном виде. Во многом это было обусловлено большей детерминированностью родильно-крестильной обрядности социокультурными обстоятельствами советского периода, в отличие от других комплексов жизненного цикла (свадебного, похоронного): обязательным осуществлением родов в родильных домах, запретом института повивальных бабок, препятствиями для своевременного осуществления церковного таинства крещения. Всё же интервью респондентов 1910-1930-х гг. рождения позволяют выстроить собранный материал в стройную систему, в которой представлены, в той или иной степени редукции, необходимые элементы обрядовой структуры, выявить наиболее устойчивые из них, проследить формы трансформации обряда.
Песенный фольклор станицы Шкуринской Кущевского района Краснодарского края
Обычаи, обряды, соционормативные отношения, знания о мире, пословицы и поговорки, песни – все эти слагаемые традиционной культуры бывшей кубанской Черномории ныне составляют часть культуры кубанского казачества. Более чем 200-летняя история жизни черноморцев на Кубани в тесном общении с линейными казаками, адыгами, другими кавказскими народами определила значительную динамику их традиционной культуры, в том числе и певческого искусства. Песенный фольклор черноморских казаков  Кубани описан на основе воспоминаний членов казачьей семьи Фень станицы Шкуринской Кущевского района Краснодарского края.
ОБРЯД ПРОВОДОВ НА СЛУЖБУ В СТАНИЦАХ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА
Одним из значимых для казачьей культуры обрядов жизненного цикла является обряд проводов на службу. Казачья культура, в основе состоящая из двух миров – воинского и гражданского, предполагает наличие обязательного обряда перехода из одного в другой. Проведение данного обряда для казака – этап, подтверждающий его статус, гарантирующий рост в социальной иерархии, и изменение положения в социуме. В целом обряд проводов на службу у населения Темрюкского района имел общую структуру, а присутствующая вариативность ряда обрядовых элементов незначительна и объясняется историко-культурными особенностями. Вариативность обряда так же зависела от семейного положения новобранца (женат / холост), материального достатка семьи, социального статуса. Наиболее существенные трансформации произошли в советский период. В связи с фактическим уничтожением казачьего уклада жизни, и введением для всех лиц мужского пола обязательной военной службы, структура обряда претерпела значительные изменения. Однако наряду с этим, многие элементы сохранялись и воспроизводились.
Поверья и ритуальные действия, связанные с обеспечением «во?да» домашних животных, в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани
Система представлений и обрядовых действий, выражаемая с помощью мифологической категории «во?да», уже была описана в некоторых обобщающих и посвященных отдельным регионам работах: А. Ф. Журавлева, А. А. Плотниковой, Т. Ю. Власкиной. В главных своих чертах она отражена в кубанских полевых материалах и реализуется в контексте: 1. календарной обрядности (календарно приуроченные действия, связанные с обеспечением «вода» домашних животных (гадания на масть, ритуальное кормление, окропление скота и т. д.), обрядовые предписания, приметы, запреты); 2. демонологических представлений (поверья о демонологических персонажах, влияющих на выбор масти и «вод» скота; 3. окказиональной обрядности (ритуальные действия в контексте строительной обрядности, направленные на обеспечение «вода»); 4. животноводческой обрядности (представления о приобретении или утрате «вода» в ходе купли-продажи скота); 5. обрядов жизненного цикла (ритуальные действия в контексте родильной, свадебной, похоронной обрядности, также влияющие на «вод»). Данный термин («вод»), имея локальное бытование, сам по себе отсутствует в лексическом составе говоров Кубани. Чаще всего он выражается через глагольные формы «водиться», «вестись» или словосочетания «идти в руку», «прийтись ко двору».
ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ У НАСЕЛЕНИЯ СТАНИЦ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Первые годы жизни ребенка занимали особое место в традиционной культуре населения Темрюкского района. На этом начальном этапе бытия закладывались основы его здоровья и благополучия, поэтому поведение взрослых в значительной степени подчинялось многочисленным запретам и рекомендациям, цель которых - наделение лучшей долей, раскрытие физических и умственных способностей, закрепление перехода от одного этапа развития к другому. Их игнорирование могло нарушить нормальное развитие ребенка в дальнейшем. Особого внимания и обрядового оформления требовали процедуры, совершаемые с младенцем впервые. Среди соответствующих символических актов, выражавших стремление принести пользу, наделить ребенка положительными качествами, обеспечить ему благополучие, выделяют, прежде всего, крещение, первое пострижение, первый шаг, первый зуб, отлучение от груди.
ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С ДОМАШНИМ СКОТОМ, В СТАНИЦАХ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Наряду с обрядовой сферой, в культуре станиц Кореновского района сложился достаточно развитый блок народных медицинских знаний и представлений. При отсутствии медицинских учреждений в станицах, за лечением обращались к бабкам-знахаркам. Однако некоторый минимум медицинских знаний (как рациональных, так и иррациональных) и способов лечения передавался на семейно-бытовом уровне и был достаточно известен широкому кругу.
Традиционная народная культура станицы Вышестеблиевской Темрюкского района Краснодарского края по воспоминаниям Марфы Степановны Черненко
Традиционная народная культура открывается современному человеку благодаря общению с ее носителями, жителями станиц, сел и деревень. Некоторые из них обладают особым даром рассказчиков, благодаря чему общение с ними запоминается навсегда. Талантливой исполнительницей народных песен и выдающимся носителем традиционной народной культуры Кубани являлась коренная жительница станицы Вышестеблиевской Темрюкского района Краснодарского края, казачка Марфа Степановна Черненко, по воспоминаниям которой написана эта статья.
Партнеры