ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПРАЗДНИКИ ОРАЗА И КЪУРБАН-БАЙРАМ В КАЛЕНДАРЕ КРЫМСКИХ ТАТАР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Так как крымские татары по своей конфессиональной принадлежности являются мусульманами-суннитами, большое значение в их жизни уделяется двум общемусульманским праздникам Ороза (Ураза)-байрам и Къурбан-байрам. Оба имеют переходящий характер в соответствии с лунным календарем. Оба начинаются с молебнов. Затем широко отмечаются всем поселением. В скдадчину приобретаются жертвенные животные и другие продукты. Устраиваются общенародные застолья и гуляния. Большое внимание уделяется раздаче милостыни и помощи нуждающимся.
ТРАДИЦИЯ УЧАСТИЯ «ЧИТАКИ» В ПОХОРОННО-3. ПОМИНАЛЬНОМ ОБРЯДЕ В СТАНИЦЕ НОВОДЖЕРЕЛИЕВСКОЙ БРЮХОВЕЦКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО МЕСТА «МОНАСТЫРЬ» В ХУТОРЕ ДИМИТРОВО ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Почитание Святого Места выражается в индивидуальном и общем посещении этого объекта, проведении религиозных обрядовых практик. В хуторе Димитрово Тимашевского района это место разрушенного женского монастыря в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, основанного в 1849 году. С 2005 г. в сакральном месте возобновлена традиция празднования престольного дня обители. Неотъемлемой частью праздника является крестный ход вокруг возрождённого храма.
ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО МЕСТА «КРИНИЦА» В СТАНИЦЕ СТАРОДЕРЕВЯНКОВСКОЙ КАНЕВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО ИСТОЧНИКА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ В ПОСЁЛКЕ НОВОМ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Многообразие природных ключей, которые имелись в Белореченском районе, старожилы помнят и сейчас. Но выделяют из них один: в честь великомученицы святой Параскевы Пятницы. О нём знали ещё их родители. Отличался он от остальных тем, что на дне его была найдена икона святой Параскевы. По молитвам к ней в водном источнике исцелялись не только жители ближайших станиц – Пшехской, Бжедуховской, Белореченской, но и больные со всего края. Вблизи источника селились люди и постепенно образовался небольшой посёлок. В 1958 году он был зарегистрирован под названием Новый.

ТРАДИЦИЯ ПЕНИЯ ДУХОВНЫХ СТИХОВ В СТАНИЦЕ КАБАРДИНСКОЙ АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В станице Кабардинской сложилась своя традиция пения "псальм", которая передавалась из поколения в поколение. Исполняемые тексты с тематической точки зрения условно можно объединить в несколько групп. Использование в этой традиции церковных канонических молитв, повествований из Ветхого и Нового Завета, житийной литературы свидетельствует о формировании её людьми воцерковлёнными, знающими церковно-богослужебный устав и духовную литературу. Следует отметить важный факт сохранения данной традиции в станице в настоящее время.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Свадебная обрядность станицы Крыловской является типичным образцом черноморской традиции Кубани. Для свадебного обрядового комплекса станицы Крыловской характерно одноэтапное сватовство с дополнительной встречей родителей жениха и невесты с оригинальным местным названием этой встречи змо´выны; наличие универсальных свадебных атрибутов — каравая, шишек, гильцэ´, при отсутствии такого известного в Черномории символа, как дывэнь; преимущественно двухдневное проведение свадеб, раздельно в доме жениха и в доме невесты; включение во второй день свадьбы таких ритуально значимых действий, как обрядовое ряжение, катание и купание родителей, приготовление ритуальных блюд из курятины, «отделение» гостей.

ЧАСТНАЯ МОЛИТВА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖИТЕ-ЛЕЙ КУБАНСКИХ СТАНИЦ

Молитвенное общение с Богом – важнейшая сторона жизни христианина. Помимо общественных богослужений, возглавляемых священнослужителями, христианин обращается к Богу ежедневно в быту в самых разных ситуациях. Практика чтения молитвенных текстов вошла в традиционный уклад православных жителей кубанских станиц. Соблюдение молитвенного правила, количество и разнообразие текстов зависели и зависят от степени воцерковленности и грамотности членов семьи. В одной и той же ситуации, например, перед едой, в разных семьях могли быть прочитаны разные молитвы или словесные формулы. Этому способствовала традиционная форма передачи текстов.


УСТНОПРОЗАИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР КУБАНИ: ХРИСТИАНСКИЕ ЛЕГЕНДЫ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА

Одним из наиболее распространенных и устойчивых жанров устнопрозаического фольклора в культуре населения Отрадненского района является христианская легенда. Легенды представляют собой устные тексты имеющие установку на достоверность, но при этом содержащие нечто необыкновенное, сакральное, божественное, что лежит в основе повествования, определяя образы и изобразительные средства.

УСТНЫЕ РАССКАЗЫ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ 1918-1930-Х ГГ. НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ТЕРРОР ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ВЫСЫЛКА)

Яркие и трагические события 1918 — 1930 гг. (Гражданская война, коллективизация, высылка местного населения и пр.) привели к появлению множества рассказов о них.

Гражданская война на территории Ленинградского района, как и  везде на Кубани, запомнилась местным жителям террором враждующих сторон, казнями и расправами. Спецификой станиц нынешнего Ленинградского района является то, что они были одним из центров бело - зелёного движения начала 1920-х гг.. Новая советская власть расправлялась с белыми повстанцами крайне жестоко. Например, имели место массовые расстрелы станичников, так или иначе связанных с ними (родственников, друзей и пр.); либо тех, кто считался потенциальным противников большевиков (например, зажиточных казаков). Об этих событиях сохранилось немало рассказов.

В Ленинградском районе также сохранились устные рассказы о коллективизации. Коллективизация здесь, как и в целом на Кубани, проводилась принудительно и сопровождалась фактически ограблением станичников: изымался скот, сельскохозяйственный инвентарь и пр. Местных жителей принуждали к вступлению в колхоз.

В станице Уманской, переименованной в 1934 г. в Ленинградскую, была проведена насильственная смена населения. В 1933-м г. станица была занесена на «чёрную доску», что, в частности, привело к тому, что голод 1933 г. ударил по станице особенно сильно. Коренных жителей целенаправленно выселяли, на их место привозили семьи красноармейцев. И об этом событии сохранились рассказы старожилов. 

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ТУРЛУЧНЫЙ ДОМ

Традиционное жилище восточнославянского населения Ленинградского района Краснодарского края относится к типу, в основе которого лежат восточноукраинские и южнорусские метропольные традиции. Наиболее распространен здесь были два типа жилищ: турлучные и саманные. Для того, чтобы иметь материал на сволока, слежи и сохи, на меже двора высаживались акации. Зимой обычно происходила и заготовка кровельного материала – камыша. Саманные кирпичи заготовлялись за год, несколько месяцев или недель до строительства.

Под новый дом выбирали место, чтобы не было сырости, неровностей. Время начала стройки определяли по святцам. Согласно полевым материалам, фундамент в населенных пунктах Ленинградского района до 1960-х гг. – весьма редкое явление.

Вокруг дома делали прызьбу – цоколь из глины. При возведении дома важное место принадлежало традиции взаимопомощи. При замесе имели важное значение воспитательный и игровой аспекты традиционной культуры для подростков.

С настилом потолка (горища) так же была связанаа традиция взаимопомощи. С потолком были связаны представления о верхе, возрастании, а, следовательно, о богатстве и плодородии, что находило отражение в соответствующих обрядовых действиях. Несущие балки – сволока – поднимали на полотенцах. Во время заливки в горище вмазывали деньги. После того, как горыща налылы», накрывали стол и отмечали новЫну.

 После того, как дом был готов полностью, отмечали вхОдыны, на которые приглашали родственников и соседей.

Обычно устраивались несколько комнат (велыка хата, мала хата) и сени. Печи выкладывались из кирпичей на кирпичном же основании, через потолок на крышу выводился плетеный дымАрь, обмазанный глиняным раствором.

Крыши крыли в населенных пунктах Ленинградского района двумя способами: «в настил» и «под корешок».

Подворье огораживал лиской. Из хозяйственных построек подворья старожилы называли турлучный навес, сарай, погребнык, свинушник (саж)

Под святой угол закладывали монету. Демонологические представления о домовом в полевых материалах 1993 г. крайне фрагментарны, в материалах 2021 г. не встречались вовсе. В Ленинградском районе зафиксированы мифологические представления о пороге, как о границе между своим безопасным пространством (домом) и чужим, опасным миром. 

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: САМАННЫЙ ДОМ

Традиционное жилище восточнославянского населения Ленинградского района Краснодарского края относится к типу, в основе которого лежат восточноукраинские и южнорусские метропольные традиции. Наиболее распространен здесь были два типа жилищ: турлучные и саманные. Для того, чтобы иметь материал на сволока, слежи и сохи, на меже двора высаживались акации. Зимой обычно происходила и заготовка кровельного материала – камыша. Саманные кирпичи заготовлялись за год, несколько месяцев или недель до строительства.

Под новый дом выбирали место, чтобы не было сырости, неровностей. Время начала стройки определяли по святцам. Согласно полевым материалам, фундамент в населенных пунктах Ленинградского района до 1960-х гг. – весьма редкое явление.

Вокруг дома делали прызьбу – цоколь из глины. При возведении дома важное место принадлежало традиции взаимопомощи. При замесе имели важное значение воспитательный и игровой аспекты традиционной культуры для подростков.

С настилом потолка (горища) так же была связанаа традиция взаимопомощи. С потолком были связаны представления о верхе, возрастании, а, следовательно, о богатстве и плодородии, что находило отражение в соответствующих обрядовых действиях. Несущие балки – сволока – поднимали на полотенцах. Во время заливки в горище вмазывали деньги. После того, как горыща налылы», накрывали стол и отмечали новЫну.

 После того, как дом был готов полностью, отмечали вхОдыны, на которые приглашали родственников и соседей.

Обычно устраивались несколько комнат (велыка хата, мала хата) и сени. Печи выкладывались из кирпичей на кирпичном же основании, через потолок на крышу выводился плетеный дымАрь, обмазанный глиняным раствором.

Крыши крыли в населенных пунктах Ленинградского района двумя способами: «в настил» и «под корешок».

Подворье огораживал лиской. Из хозяйственных построек подворья старожилы называли турлучный навес, сарай, погребнык, свинушник (саж)

Под святой угол закладывали монету. Демонологические представления о домовом в полевых материалах 1993 г. крайне фрагментарны, в материалах 2021 г. не встречались вовсе. В Ленинградском районе зафиксированы мифологические представления о пороге, как о границе между своим безопасным пространством (домом) и чужим, опасным миром. 

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО КРАЯ

Важнейшим занятием восточнославянского населения Ленинградского района Краснодарского края было земледелие, поэтому основу традиционной системы питания составляли хлеб и мучные изделия.

Тесто для домашнего хлеба месили на воде или на сыворотке и на дрожжах

К борщу выпекали балАбушки (пампушки). Зачерствевший хлеб использовали для приготовления блюда под названием потапцы. Для замешивания сдобного теста использовался картофельный бульон.

Пирожки пекли с фасолью, с горохом, с капустой, свежей и кислой, с тыквой, с картошкой, с курагой, сушеными яблоками и жердёлами. Очень популярными были пирожки с таком – с жареной мукой. Для этого мука пережаривалась на сковороде со свиными шкварками, и этой начинкой заправлялись пирожки. Не меньшей популярностью пользовались пирожки с потрибкой, начинку для которых готовили из перемолотых и отваренных ливера и картофеля.

Разнообразием отличались обрядовые мучные блюда. На воде из пресного теста выпекали драни (драные) коржи. Одним из любимых мучных блюд были галушки. Галушки делали как рванцы, так и резали тесто. Популярна была галушка с курицей. Из муки приготовляли лапшу. Распространенным блюдом до 1980-х гг. была зАтирка, сейчас её готовят редко. Вареники варили с таком (жареной мукой), с сыром (творогом), с паслёном, курагой, вишней. Готовили также варэныцы – ленивые вареники, которые заливали зажаркой с луком.

Из пшеницы, пшена, кукурузы варили каши, которые заправляли салом или маслом, ели с молоком. Кукурузную мамалыгу использовали для начинки колбас. В 1930–1940-е гг. из получаемых в колхозе или армейских складов мелких круп варили суп кондёр. Значительно место в традиционной системе питания занимали продукты домашнего животноводства. В каждом хозяйстве стремились вырастить и забить к Рождеству кабанчика или бычка. Встречи на свежатину имели ритуальный характер, поскольку поддерживалась связь с родственниками, соседями, станичниками.

Домашнюю птицу варили в борще и в супе, жарили, заготовляли впрок. Гусей засаливали, уток жарили, тушили и закручивали в банках. В Ленинградском районе весьма распространенным блюдом являлся борщ с рыбой.

Много ели жареной рыбы. Щуку жарили, делали из её фарша котлеты. Молоко пили в свежем виде, но чаще всего употребляли кысляк (простоквашу), который ели с хлебом, с луком, на завтрак, обед и ужин, в поле и др. Кроме того, делали закваску. Сыр (творог) употребляли свежим и в подсоленном виде, ели с молоком, начиняли им вареники. Масло и творог солили в рассоле. Из творога, молока и домашней сметаны готовили арьян. На молочной основе варили каши и кисели.

Основным овощным блюдом считался борщ, который варили со свежей и квашеной капустой, со щавелем и молодой крапивой, на мясном бульоне, с толченым салом и с фасолью.

Капусту квасили в кадушках. Распространённым овощным блюдом была солянка. Для её приготовления употребляли кислую капусту, огурцы и крупы, всё этот тушилось в сковородке на сале.

Важное место в питании занимал картофель. Чаще всего картофель отваривали «в мундирах». Картофель добавляли в борщ или суп, тушили вместе с мясом в печи (соус), толкли. Толченый картофель служил начинкой для пирожков.

В повседневном быту нередко варили картофельный суп.

В окрошку, которую в Леннградском районе чаще называлась холодный суп или холодный борщ, крошили редиску, огурцы, яйца, нередко – раковые отваренные шейки, заправляли все это сметаной и заливали хлебным или бурячиным квасом.

С тыквой варили гарбузяну кашу (кабакову кашу), которую готовили с рисом и с мукой. Важное место в питании населения занимали фрукты, которые ели свежими в сезон и консервировали. Со сливой, вишней, жердёлами, виноградом делали вареники, варили кисели. Фрукты сушились и в последующем служили начинкой для пирогов, основой для компотов. Слива, яблоки и виноград замачивались в бочках и обогащали витаминами, разнообразили стол в зимнее и весеннее время.

В экстремальных ситуациях (голодные годы, война и др.) употребляли все, что содержало питатальные вещества.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КРЫМСКИХ ТАТАР КУБАНИ

          При всем многообразии и локальных различиях обычаев и обрядов свадебного цикла, их ключевые моменты оставались общими для всех групп крымских татар Кубани. Его основу составляли разнообразные ритуалы. Сам свадебный обряд делится на 3 этапа:

1.Предсвадебный. .В него входит знакомство и выбор невесты; сватовство («сез                 кесын»); помолвка(«нишан»); жертвоприношение и молебен по умершим («дува»); вечер -прощание в доме невесты («къыз той»); обряд окрашивание невесты хной (пальцы рук, волосы).

2.Собственно сама свадьба .Начинался с приезда невесты к жениху и встреча в его доме; обрядовое обсыпание невесты матерью жениха; обряд бритья жениха ;сама свадебная трапеза, застолье; одаривание молодых; уход жениха с друзьями со свадьбы на холостяцкую пирушку; подготовка к брачной ночи (обряды, направленные на появление здорового потомства),проводы молодых на ночлег; утреннее омовение молодых: смотрины молодой, проверка «честности» ,одаривание ее подарками;

3.Послесвадебный период связан с сорокодневным запретом на выход невесты из дома жениха; посещение молодыми родителей невесты и их ответный визит в дом жениха.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Свадебная обрядность станицы Ленинградской Ленинградского района Краснодарского края являет собой классический пример черноморского типа свадьбы, в основе которого восточно-украинские метропольные традиции. Структура свадьбы ст. Ленинградской включала в себя такие ритуально маркированные этапы, как сватовство, включающее дополнительную встречу родственников жениха и невесты - розгля́дыны или смотры́ны; приглашение молодыми гостей на свадьбу; прощальный вэ́чир или сухы́й вэчир; изготовление свадебных хлебов (каравай, шишки, ды́вэнь) и атрибутов (ги́льцэ, бугаи́); обряжение невесты; венчание; выкупы «на воро́ттях» и ми́ста возле невесты; дары; проводы и встреча молодых; свадебное застолье; ночные бесчинства; обряды второго дня свадьбы: завтрак для невесты, символическая демонстрация честности невесты, катание и купание родителей, приготовление обрядовой пищи второго дня – куриной лапши; «отделение» гостей.

ПРАЗДНОВАНИЕ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА ХЫДЫРЛЕС У КРЫМСКИХ ТАТАР КУБАНИ

   Весенний праздник Хыдырлес праздновался 6 мая, Святого почитали, готовились к его приходу. убирали, готовили. На праздник устраивали жертвоприношение, Обрядовой пищей угощали всех жителей. Поминали умерших. Устраивали народные гуляния с всеобщим застольем, национальной борьбой – « куреш » и другими соревнованиями, катались на качелях, гадали.

     При всем многообразии и локальных различиях обычаев и обрядов календарного цикла, их ключевые моменты оставались общими для всех групп крымских татар Кубани. Его основу составляли разнообразные ритуалы. К празднику готовились заранее, накануне убирали могилы и совершали   молебны на кладбищах, убирали жилища, готовили праздничные блюда, к этому празднику приурочены девичьи гадания, народные гуляния, жертвоприношение, всеобщее застолье, соревнования.

ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА В ЛЕНИНГРАДСКОМ РАЙОНЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Праздник Ивана Купала связан с летним солнцеворотом.

Его основными символами являлись солнце (огонь) и вода.

Главный ритуал — веночный (плетение, завивание венков). С праздником связаны поверья о волшебном цветке (цвет папоротника, конопли) и кладах.

ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Представления о смерти и посмертном определении души лежат в основе похоронно-поминального комплекса, предопределяя поведение во время умирания человека, и дальнейшее соблюдение обычаев и обрядов. В традиционной культуре смерть понимается как естественное продолжение жизни, при этом бессмертная душа переходит в Иной Мир, а тело предается земле. В качестве основных этапов похоронно-поминального комплекса можно выделить: подготовку тела усопшего к погребению и изменения в доме в связи с покойным, молитвенную помощь душе усопшего, вынос тела из дома и его погребение и последующие поминовения до сорока дней. В настоящее время в той или иной степени произошли изменения всех блоков и компонентов похоронно-поминального обрядового комплекса. Утрачены многие представления связанные с наступлением смерти и посмертным определением души. Действия связанные с подготовкой тела к похоронам и захоронение выполняют государственные и коммерческие структуры.


ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ И ПОХОРОН КУКУШКИ

В традиционной культуре восточных славян, в т.ч. Кубани, – кукушка является одним из наиболее мифологизированных объектов. С ней связаны приметы, гадания, запреты, легенды о её происхождении (как следствии родительского, материнского проклятия). Обряд бытовал в отдельных районах левоборежной, так и правобережной Кубани.

В его структуре можно выделить следующие элементы и этапы: изготовление Кукушки и украшение ветки (теремка); обряжение главных персонажей обряда: Кукушки – невесты и Кукушки – жениха; обходы с Кукушкой (ношение Кукушки); крещение Кукушки и кумление (кумование) участников обряда; похороны (водное или земляное) Кукушки; обед.

ОБРЯД ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ У АДЫГОВ-ШАПСУГОВ

Одним из важнейших ритуальных комплексов в аграрной обрядности адыгов-шапсугов является обряд вызывания дождя. Наша экспедиция зафиксировала несколько его вариантов: обряд с ритуальной куклой «Хьанцэгуащэ», молебны на святых местах – под священным деревом, рядом с могилой, убитого молнией с просьбами о ниспослании дождя, обряды с лягушкой и др. Для вышеуказанных районов характерны летние засухи, что могло плохо сказаться на урожае. Поэтому дождь был жизненно необходим. Претерпев различные изменения, обряды вызывания дождя сохранились и проводятся   здесь и в   настоящее время.