Онлайн-магазин История Состав Контакты
Научная деятельность Партитуры
Афиша Гастроли Пресса Достижения Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Информация Документы и отчеты
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5
Научно-исследов...
КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Традиция празднования престольных праздников в Отрадненском районе Краснодарского края
Обычай отмечать престольный день известен в народной культуре издавна. Он наиболее глубоко отражает духовную сторону жизни русского человека, его любовь к Богу и окружающим людям. В народной традиции престольный праздник считался второй Пасхой. Святой в честь которого освящён храм являлся покровителем всей станицы и её жителей. Каждый считал своим долгом, в своём домашнем иконостасе, помимо икон Господа и Богоматери иметь образ святого – покровителя храма и местности. До сих пор сохраняется обычай праздновать престольный день всей станицей в Отрадненском районе и благочестивая традиция устройства обеда для паломников.
Устные рассказы о терроре периода Гражданской войны, записанные у жителей станиц Отрадненского района Краснодарского края.
Гражданская война на Кубани 1918 — 1920 гг. оставила в народной памяти региона массу рассказов о событиях того времени. Немало их было записано в Отрадненском районе Краснодарского края, где братоубийственное противостояние носило весьма ожесточённых характер, враждующие стороны активно прибегали к тактике партизанской войны, организовывали вооруженные выступления в тылу противника и пр.. Что сопровождалось нередкими случаями бессудных казней станичников.
Устные рассказы о голоде 1933 г., записанные у жителей станиц Отрадненского района Краснодарского края.
Голод 1933 г. на Кубани, масштабное и трагическое событие, оставил в народной памяти региона массу рассказов о событиях того времени. Немало их было записано в Отрадненском районе Краснодарского края, преимущественно предгорной территории на восточной окраине региона.

Голод стал следствием сознательной политики, направленной на подрыв самостоятельности и жизнеспособности зажиточного сельского населения Юга России вне зависимости от его национальной принадлежности.
Крещенский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края
Крещенский комплекс замыкает зимне-святочного цикл праздников и обрядов. Временные границы комплекса – 18-19 января. Структура комплекса: голодная / бедная кутя, первое и второе водосвятия, ужин (вечеря), проводы кути, окропление / освящение жилища, подворья, хозяйства; снятия запретов.
Купальский обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края

Ивана Купала / Купайло – летний праздник (24 июня / 7 июля). В отрадненской купальской обрядности наиболее устойчивыми и значимыми ею символами и признаками являлись веночный ритуал, купальские костры и цветок папоротника.



Народная топонимия Отраднеского района Краснодарского края
Народные топонимические версии дают ценную информацию для изучения менталитета казачества, его отношения к официальной истории и топонимическому пространству, а это – тоже историческая действительность. Освоение Приурупья в топонимическом плане отразило этнические, культурно-бытовые и исторические традиции. При этом осознание своей культурной общности  проявлялось в том, что практически все топонимы имели не только официальное, но и устно-легендарное обоснование. Народная топонимия не искажает, а во многом дополняет историческую действительность, раскрывая неофициальные механизмы осмысления прошлого и настоящего. Рассказы о происхождении названий станиц, хуторов, рек, балок, курганов полян в связи с военными действиями, известными государственными деятелями и полководцами, местными народами и героями активно участвуют в организации единого пространства исторической памяти, работают на самоидентификацию и культурную отмеченность.
Народные медицинские знания и практики лечения детских заболеваний в культуре населения станиц Отрадненского района
Наряду с обрядовой сферой, в культуре станиц Отрадненского района сложился и бытовал достаточно развитый блок народных медицинских знаний и представлений, связанных с детскими заболеваниями. Широко распространенными, по мнению респондентов, являлись такие заболевания, как сглаз, испуг, младенческий, сухоты, криксы, заеды, огник, плиснявки и др. При отсутствии медицинских учреждений в станицах за лечением обращались к бабкам-знахаркам. Однако отдельные медицинские знания (как рациональные, так и иррациональные) и способы лечения практиковались и передавались на семейно-бытовом уровне.
Новогодний обрядовый комплекс Отрадненского района Краснодарского края

Новогодний комплекс является продолжением зимне-святочного цикла праздников и обрядов. В Отрадненском районе он включал в себя щедрованье, в т. ч. миланки; хождение с Меланьей, гадания, посевание. А также сопутствующие действа: приглашение Мороза, возжигание костров, ряжение.

Часть обрядов и ритуалов новогоднего комплекса совершалась 13 января, накануне старого нового года, часть – 14 января.



Обряды и праздники второй половины лета Отрадненского района Краснодарского края

Праздники второй половины лета приходились на июль-август. Часть из них приходилась на мясоеды, часть на успенский пост. Все они в той или иной форме связаны с производственной, хозяйственной деятельностью человека и фенологическими наблюдениями и представлениями.

На Пе́тра / Пэ́тра (29 июня / 12 июля) готовили вареники (разговлялись). В этот день проводились зажинки, начало жатвы. Считалось, что кукушка кричит до Петра, а дальше перестаёт, замолкает.

Далее следовала череда «грозовых/грозных праздников»: Пантелеймон, Илья, Смоленская.

С Ильи переставали купаться в открытых водоёмах («Илья в воду насцал»). К этому дню старались закончить уборку лука, свеклы, моркови и зерновых. Окончание жатвы включало в себя и ритуал завивания бороды / оставление Илье на бородку несжатых кустиков пшеницы. 

На Смоленскую вводился строжайший запрет на любые виды работ, особенно в поле, и разведение костров. Этого праздника («смали капна») опасались и «азияты» (адыги).

Макавей и Спас. Спасы приходились на Успенский пост. На Макавей освящали (в церкви) мак, соль и пшеничные колоски. Мак и соль использовались и как защитное средство от ведьм и порчи. Пшеничные колоски – при лечении «волоса».

На Спас, Спасы освящали кресты, сплетённые из пшеничной соломы, мёд, яблоки. Груши. До Спаса, до освящения яблок, их запрещали есть.

Летний цикл завершал праздник Иван Постный (29 августа / 11 сентября). В этот день не ели скоромное, нельзя было ничего резать и рубить. Согласно устной, традиции в этот день Иуда отсёк голову Иоанну / Ивану Крестителю.
Родинные обычаи и обряды населения станиц Отрадненского района Краснодарского края
Родинный комплекс обрядов является одним из важнейших в традиционной культуре этноса. В связи с этим он включает в себя значительное количество различных запретов, норм, примет, представлений и обрядов, связанных с женщиной и новорожденным. Выполнение этого комплекса, по мнению носителей традиционной культуры, гарантировало  появление нового физически и умственно здорового члена общества. Собранные в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в станицах Отрадненского района полевые материалы не однородны, многие элементы, особенно с уходом из практики бабок-повитух, исчезли. Тем не менее, материалы максимально отображают сложившийся комплекс в данном регионе.
Рождественский обрядовый комплекс в станицах Отрадненского района Краснодарского края

Рождественский комплекс Отрадненского района открывает зимне-святочный цикл праздников и обрядов. Часть обрядов и ритуалов этого комплекса совершалось в навечерие Рождества, 6-го января (на святки, богатую кутью): вечеря (и сопутствующие ей ритуалы); ношение кути / вечери; гадания / ворожба. Другая часть – на Рождество, 7-го января: христославление / рождествование; колядование.



Партнеры