Праздник Ивана Купала связан с летним солнцеворотом.
Его основными символами являлись солнце (огонь) и вода.
Главный ритуал — веночный (плетение, завивание венков). С праздником связаны поверья о волшебном цветке (цвет папоротника, конопли) и кладах.
Иван Купала — летний праздник (24 июня / 7 июля). Одна из наших информантов на вопрос о праздновании Ивана Купалы в станице ответила так: «Ны знаю, чи ёго празнувалы, чи ни. … Ни´колы було. Надо було уже косыть».
На летнюю страду почти все жители станиц уезжали жить и работать в степь. (Раньше литом в стэпах жылы, куринямы»).
В степи на купальский праздник и собиралась молодёжь: разводили костры, прыгали через огонь, пели песни, водили хороводы. Но на памяти Веры Прокофьевны Даниловой, 1928 г.р., источника данной информации, этого уже не было. Да и к понятию хоровод(ы) в данном случае надо относится с осторожностью. В одних случаях под ним действительно может пониматься песенно-танцевальный жанр; а в других — коллектив, группа людей, объединённых обрядовым или досуговым действом.
Тем более, что информанты более старшего возраста (Долженко Раиса Дмитриевна (1916 г.р.), Назаренко Мария Дмитриевна (1910 г.р.), Сахно Антонина Филипповна (1918 г.р.) и др.), также развитые формы этого праздника не отмечали или даже отрицали их бытование («костров не было», «костры ны палылы»).
Системообразующей основой купальской обрядности этой территории являлись веночный ритуал, представления о чудесном цветке / цвете и ритуал — моление о дожде.
Веночный ритуал связан с цветами, рекой, гаданием и русалками.
Венки плели из полевых цветов: «На стыпу вязалы (Н.Б. - сплетали, плели) цвточкы».
Термин «завивание венков» информантам знаком, но знания об этом неуверенные: «Завивание венков? Наверное, на Купалу. Это там, дэ лиса. Там (дэ) лиса, и винкы, и хороводы. А у нас ныма». «На Ивана Купалу венки завивали. Кажуть, но яне помню».
С венками на голове девушки шли к реке. Там их или просто «пускали на речку», - бросали в воду; или, чаще, купались, ныряя в венках. Смотрели куда, в какую сторону он поплывёт. Это указывало, в какую сторону предстояло выйти замуж.
Утонувший венок предвещал смерть его хозяйки («скоро умрэ»).
Есть и такое объяснение, что венки бросали в речку неслучайно: «Там утопленники, русалочкы. Им и бросають».
В этот день вообще было принято купаться в реке («вси купаются»). Особенно, если долго не было дождей.
Существовал даже купальский ритуал вызывания дождя. В случае затяжного бездождия на Ивана Купала местные жители во главе с батюшкой, неся кресты и «охрысты», шли на кладбище. «Ходять по кладбыщу, уси спивають (Н.Б. - молебен) и вси просять : «Иван Купала, дощику дай!». До обида ходють, а посли обида як лывнэ дощь (!)».
Чудесный цветок / цвет.
В местной традиции бытовали представления о двух растениях — обладателях волшебного цветка: папоротнике и прядиви (конопле)».
О папоротнике суждения были разные. Что в этих местах он не водится (« у нас вин ны ростэ»). А цветёт не только на Ивана Купала, в любой день, «как срок подойдёт».
Тем не менее, вера в существование чудодейственного цветка папоротника имела место. В частности, в то, что цветёт он только ночью и этот момент надо отслеживать. Найти этот цветок мог только счастливый человек. («Найдёшь, если ты счастливый человек»). Считалось, что «счаслывый той чоловик» будет счастлив всю жизнь. Очевидна связь чудесного цветка папоротника с судьбой, счастьем человека.
Цвет же конопли, его получение, - в большей степени не самоцель, а составная часть ритуала сидения в конопле.
В полночь на Ивана Купала, «хто ны боиця, ходылы в прядиво (коно´пли)» и ждали, что покажется («видение, привидение»). Кому-то показывалось «такэ страшнэ», что кое кто не выдерживал и терял сознание.
Другим везло. Появлялся движущийся «светящий шарик» (огонёк) который приводил смельчака к месту, где зарыт клад.
Во время бдения в «прядиви» могло произойти чудо - конопля могла зацвести. Не вся и не любая: «Плоскинь (мужское растение) ны цвитэ, а матирка (женское) цвитэ».
Сорванный цветочек надо было зашить в «долонь» (ладонь). Таких людей, обладателей волшебного цветка, «нычёго ны брало», «воны нычёго ны боялысь».
В коноплю в ночь на Ивана Купала шли, прежде всего, за «провидинием», с целью узнать что-либо, например, своё будущее.
Обычно этим занимались парни, мужчины, т. к. занятие это было, по словам информантов, небезопасным. Однако отваживались на это иногда и девушки, желавшие что-нибудь узнать о своей брачной судьбе.
Что касается сущности мифологического персонажа, Ивана Купалы, легенд этимологического содержания местная традиция не сохранила. За исключением одной фразы Антонины Филипповны Сахно, 1918 г.р., из ст. Ленинградской / Уманской: «Иван Купала — это ангел, учитель Иисуса Христа».