В станице Кабардинской сложилась своя традиция пения "псальм", которая передавалась из поколения в поколение. Исполняемые тексты с тематической точки зрения условно можно объединить в несколько групп. Использование в этой традиции церковных канонических молитв, повествований из Ветхого и Нового Завета, житийной литературы свидетельствует о формировании её людьми воцерковлёнными, знающими церковно-богослужебный устав и духовную литературу. Следует отметить важный факт сохранения данной традиции в станице в настоящее время.
К духовной поэзии относятся как канонические духовные произведения, написанные отцами Церкви, так и неканонические, сочинённые глубоко верующими мирянами, монахами, священниками, поэтами знаменитыми и малоизвестными. «Это люди придумали, Господь дал им ума, и они это всё сочиняли».
По мнению известного исследователя досоветского периода Федотова Г. П. «эти песнопения исполнялись по всей территории России странствующими певцами. Чаще всего слепцами. Местами где звучали духовные стихи были ярмарки, приходские праздники, стечения паломников у стен монастырей».
Большинство современных исследователей считают, что главной функцией духовных стихов «является сохранение, передача и распространение христианского мировоззрения, христианских этических и моральных норм на понятном для народа языке».
Особенное распространение в народе духовные стихи получили в период богоборчества. Как известно, в это время стали закрываться и уничтожаться храмы, священников расстреливали или отправляли в ссылку. Церковные книги сжигались наряду с иконами. Тогда то из уст в уста передавались и записывались в тетради тексты «псальм», молитв канонических и неканонических, а также акафисты, каноны, тропари и другие произведения, относящиеся к канонической духовной поэзии.
Примечательно, что в это время сформировался блок стихов относящий к похоронному обряду и это неслучайно. Ведь при отсутствии священника на приходе в последний путь односельчан провожали женщины – исполнительницы «псальм» и «читалка» / «читака». Читалка не входила в группу певчих в ст. Кабардинской, её приглашали отдельно родственники умершего. Когда не стало в станице «читалки», на похороны стали приглашаться только певчие. «В десять часов выйдим, нас забрали и до двенадцати мы поём все псалмы. В двенадцать мы поём молитвы». Тоже происходило в доме умершего и на сороковой день после его смерти. Если родственники не желали, чтобы при гробе пелись духовные песни, то певчие шли только для того, чтобы проводить покойника, «а петь не поём».
Работая в экспедиции в Апшеронском районе, нам показывали бережно хранимые старенькие тетради, переписанные в 1961, 1965, 1973 годах, которые были переданы нынешним певчим старшим поколением. Нередко среди текстов духовной поэзии встречались подобные записи: «Сестрица Александра Егоровна, дарю тебе на долгую память, спасённые мною молитвы, псальмы, стихи. Это тебе память от меня на всю твою жизнь. Твоя сестрица Мария Назаровна Онищенко. Закончила 8 апреля 1973 года».
Важно отметить, что записанные в тетрадях "псальмы" и молитвы, заменяли людям духовную литературу. Во-первых, потому что книги религиозного содержания в то время не издавались. Во-вторых, священника – носителя и проповедника духовных знаний на приходе не было из-за отсутствия церкви. Народ черпал эти знания из текстов "псальм". "Эта тетрадь с псальмами, это просто счастье, золота оно стоит, учит, как надо жить, как вести себя надо, а я с Богом живу". "Молиться нужно за всех, не только за себя, а как в псальме поётся: если бедным в беде не поможешь, то не сможешь и Мне послужить". "Надо как-то обходить вот это зло, неприятности обходить, делать только добро, бояться греха. Жадничать, осуждать, завидовать нельзя, я из тетради всё это прихватила и Библию читала".
Преемственность традиций сохраняется в настоящее время, "ходила со старушками, запоминала, как петь, что и как делать". Тётя Шура нам говорила так: “Маруся, смотри, если приглашают, отказывать нельзя. Надо итить, петь и проводить в последний путь”. На вопрос исследователя о последующей передаче данной тетради отвечают: «Умру, хай ей будет. Пусть она ходит».
Носительницы традиции отмечают большое удовлетворение от того, что помогают людям правильно, по православным канонам похоронить своих близких. После выполненного обряда, появляется сила, энергия, которая помогает им идти на следующие похороны. «Я не знаю, как моим девчатам, а для меня это, как сказать, то ли радость, то ли здоровье моё... ».
При этом, провожая своих жителей станицы в последний путь, как правило, на погребение собираются одни и те же люди. По словам респондентов женщины ходят, чтобы и покойника проводить, и послушать духовное пение. У каждого слушателя есть своя любимая «псальма», которую просят обязательно спеть. Звучание знакомых строк вызывает у них слёзы.
Тексты «псальм», исполняемых в ст. Кабардинской, с тематической точки зрения условно можно объединить в несколько групп.
К первой группе относятся «псальмы», которые наши собеседники называют молитвами. В тетрадях они иногда заканчиваются словами: «Аминь» или «Конец и Богу слава». Сюда же относятся тексты покаянного и просительного содержания. Приведём пример:
«К Тебе усердно прибегаю, Христов спаситель Николай,
И со слезами умоляю, храни меня и избавляй,
Родная мать благословила, назвала сыном дорогим,
Тебя пред смертью умоляла, чтоб был заступником моим.
Будь же мне руководитель, на жизненном моём пути,
От злых страстей, святой хранитель, обереги и защити,
Я верю, что Твоё моленье меня в напастях подкрепит,
Пошлёт святое утишенье, печаль и скорбь мне облегчит.
Твоим предстательством, хранитель, я мир душе приобрету,
Силою зла непобедимой угодна Богу я Христу
О, чудотворче, святитель, будь там в небесной стороне
Заступник мой и покровитель, моли Христа, моли о мне».
Например, "псальму", обращённую к ангелу-хранителю Ткаченко Надежда Ильинична 1928 г.р. поёт или читает каждый день перед сном, осеняя крестным знамением свой двор и жилище.
«Пресветлый ангел мой Господень, хранитель ты души моей,
Вручаю душу тебе мой ангел, будь милостив к рабе твоей,
Храни меня во все минуты, храни меня во все часы,
Храни меня в напастях лютых, храни меня от злой мечты.
Ты послан Богом для храненья, тебе Господь так поручил,
Пролей в сердце умиленье и как мне жить ты научи,
Здесь узкий тесный путь прискорбный, могу ли я его пройти,
Хранитель ты ведь не упорный, ты можешь ведь меня спасти.
Ты держишь мечь в руке горящей, им врагов всех победишь,
Ты к Богу повсегда порящий, меня на небо возведи,
Когда явлюсь лицу Христову и что скажу Ему в ответ,
Когда престану я престолу, ты за меня отдай ответ.
Ты знаешь жизнь мою земную, ты спутник есть души моей,
Веди меня в страну родную, ей всю славу покажи,
Я странница на этом свете и чужда всем я здесь живу,
Там наше отечество, предтече, там я хвалу тебе скажу.
Там ни печаль, ни воздыханье, там слёзы горькие не льют,
Там ни печали, ни стонанья, одни лишь радости текут,
Там проси венец мой у Владыки, меня достойна покажи,
Хотя грехи мои велики, но ты страданья расскажи.
Управь теперь моей судьбою, с тобой всю жизнь переплыву,
Хранитель мой, я лишь тобою, в покой я вечный отойду.»
Таким образом, многие "псальмы" исполняют функцию молитвы, которая входят в домашнее молитвенное правило конкретного человека.
Во второй тематический блок можно отнести духовные стихи, исполняемые при погребальном обряде и на сороковой день.
К этой группе относятся следующие тексты: «Зачем братья собралися, зачем сестры вы пришли...», «Выйду я на гору высокую...», «Вот скоро настанет минута...», «Для всех солнце светит..», «Что уныло занывает...».
Приведём полностью некоторые:
«Выйду я на гору высокую, гляну я в яму глыбокую, там бы я увидел гробик,
Гробик, ты мой гробик, предвечный мой домик,
Сколько здесь я не ликую, тебя, мой гробик, не мину я.
Стены каменные, то соседи мои, жёлтые пески, то пастель моя,
Черви тачёные, то друзья мои, сырая земля, то мать моя,
Мати моя, мати, прими меня, как чадо своё, на вечное жительство,
Жительство вечное, бесконечное. Господи, слава Тебе!»
"Что уныло занывает тонкий звон калакалов,
Знать родного провожают спать уныло среть гробов,
Скороль долго со землёю, все сроднимся, не минём,
Может завтрашней зарёю, я усну таким же сном,
Может завтра погребальный звон раздастся над главой,
Повторится стих прощальный «со святыми упокой»,
Ни отец, ни мать родные не поплачут надо мной,
И на гроб рука чужая кинет горсть земли сырой,
Может быть на погребальный кто из близких и прийдёт,
Может быть из сожаленья слёзку выронет, вздохнёт,
Но никто моей могилы никогда не посетит,
Разве чижичик унылый на ней сядит, погрустит,
Или можеть мимоходом близ могилы кто пройдёть,
И уставший на зелёном дерне сядеть, отдохнёть,
Никогда друзья былые не вспомянут обо мне,
Погрустят иль нет, родные, там в далёкой стороне,
И родные мои знают, что меня на свете нет.
Вечную память мене скажут. Святый Боже пропоют.
Это основные "псальмы", которые исполняются при совершении обряда погребения. Встречаются локальные особенности. Например, в ст. Кабардинской, когда хоронят женщину, к основному набору песнопений добавляются: «Умоляла мать родная сваво милого дитя...», «Минута горькая настала...»; если мужчину – «Приди мой брат, приди скорей...», «Дома я вчера сидел...». Респонденты отмечают, что псальму «Зачем братья собралися...» можно петь не только на сороковой день, но и в день похорон.
Перед началом исполнения духовных песнопений в ст. Кабардинской поют молитву «Отче наш...», затем «Мира заступница, Мати Всепетая, я прид Табою с мальбой...».
Ещё одна особенность, в качестве припева к псальме «Для всех солнце светит, а для миня нет...» звучит каноническая молитва -- Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас...». Она же поётся при выносе тела сначала из дома, затем со двора и во время шествия на кладбище.
К следующему наиболее обширному тематическому блоку можно отнести тексты народной духовной поэзии, взятые из книг Ветхого и Нового Завета, творений святых отцов. Причём пересказ сюжетов из Ветхого Завета отражён лишь в нескольких «псальмах» под названием «Авраам» и «Потоп». Встречаются некоторые цитаты, заимствованные из Псалтыри. Остальная часть текстов, это пересказ Новозаветных отрывков и пророчеств:
«На мрачной горе у подножья Креста Пречистая Матерь стояла,
И с горьким рыданьем, с великой тоской, на муки страдальца взирала,
Пред смертною скорбью стоны Его до слуха Её доносились,
И горькие слёзы одна за другой из глаз Её тихо катились,
Пророчество старца над нею сбылось,
«Тайная сила, о Сын мой и Бог, – шептала она, – за что ты так много страдаешь,
И с кротким приветом и лаской живой, как прежде, ты мне не внимаешь,
Все муки Твои, всю позорную казнь, с Тобой разделить я готова,
О дай же из уст мне услышать Твоих, святое желанное слово,
О мой же ты свет, утишенье моё,
Любовь Ты моя всеблагая,
Зачем Ты меня оставляешь одну», –
скорбела так Мать Пресвятая.
«О вот Тебе, Мать, невеликую скорбь, –
Вещал Искупитель с любовью, –
Я волю пославшего должен свершить,
И мир обновить своей кровью,
Покорным велением Бога Отца,
Земное служенье кончаю,
Утешься, не плачь, о Матерь моя,
Тебе не одну оставляю,
Вот сын Твой возлюбленный,
Мой ученик, ему я тебя поручаю,
Любить и покоить он будит Тебя,
Утешься, не плачь, о Мати моя»
Следующий блок стихов — это отражение житийной литературы. В ст. Кабардинской он представлен текстами о св. Варваре, св. Николае, Алексее человеке Божьем, св. Марии Египетской:
«Ах ты, келья, моя келья, келья тёмная моя,
Пред Заступницей Святою, день и ночь молюсь одна.
Сорок лет жила в пустыне, не видала я людей,
Только видела я диких, кровожадных там зверей,
Звери пели, напевали, на все разны голоса,
А там море бушевало, поднимались волоса
Корешками я питалась, с росы воду я пила,
Иисусе, мой Сладчайший, мою скорбь Он увидал
Хлеб духовный, благодатный, с неба Он мне посылал
И питалась я той крошкой и была ею сыта,
Тогда Бога я молила и хвалу Ему принесла,
А потом же я склонилась и в нетление пошла
К небесному Творцу свою душу отдала,
Ты, Зосима, отец духовный, моё тело погреби
И за покой мне помяни».
Таким образом, в станице Кабардинской сложилась своя традиция пения "псальм", которая передавалась из поколения в поколение. Использование в этой традиции церковных канонических молитв, отрывков текста из Священного Писания и Предания свидетельствует о формировании её людьми воцерковленными, знающими церковно-богослужебный устав и духовную литературу. Следует отметить важный факт сохранения данной традиции в станице в настоящее время.
Ценность духовных стихов состоит в их функциональной многогранности. Они выполняют духовно-просветительскую, молитвенную, познавательную функции. Передача текстов осуществляется в настоящее время как в устном так и в письменном виде среди людей посещающих церковь. Коллективное или индивидуальное исполнение распространено в церкви, обычно после окончания канонических богослужений (утром и вечером), либо в домашней обстановке (в рамках похоронно-поминального обряда; за столом во время трапезы по случаю праздника православного календаря).
01 Река Пшиш в окрестностях станицы Кабардинской. Фото И.А. Кузнецовой. 2003
ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры
2003 – С.Н. Гетманская, И.А. Кузнецова
Краснодарский край, Апшеронский район, станица Кабардинская
Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»
02 Исполнительница «псальм» Колосова Мария Сергеевна 1924 г.р. с исследователем И.А. Кузнецовой. Фото И.А. Кузнецовой. 2003
ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры
2003 – С.Н. Гетманская, И.А. Кузнецова
Краснодарский край, Апшеронский район, станица Кабардинская
Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»
03 Казачья семья станицы Кабардинской. 2003 – репродукция И.А. Кузнецовой
ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры
2003 – С.Н. Гетманская, И.А. Кузнецова
Краснодарский край, Апшеронский район, станица Кабардинская
Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»
04 Казаки станицы Кабардинской. 2003 – репродукция И.А. Кузнецовой
ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры
2003 – С.Н. Гетманская, И.А. Кузнецова
Краснодарский край, Апшеронский район, станица Кабардинская
Архив НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»
1. Федотов Г.П. Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры/. Т. 2. СПб., 1991. С. 66.
2. Арапов О.А. Метафизический мир в фольклорных духовных стихах XIX столетия: автореф. дис. ...канд. ист. наук. Челябинск, 2012 //http://cheloveknauka.com/