При всем многообразии и локальных различиях обычаев и обрядов свадебного цикла, их ключевые моменты оставались общими для всех групп крымских татар Кубани. Его основу составляли разнообразные ритуалы. Сам свадебный обряд делится на 3 этапа:
1.Предсвадебный. .В него входит знакомство и выбор невесты; сватовство («сез кесын»); помолвка(«нишан»); жертвоприношение и молебен по умершим («дува»); вечер -прощание в доме невесты («къыз той»); обряд окрашивание невесты хной (пальцы рук, волосы).
2.Собственно сама свадьба .Начинался с приезда невесты к жениху и встреча в его доме; обрядовое обсыпание невесты матерью жениха; обряд бритья жениха ;сама свадебная трапеза, застолье; одаривание молодых; уход жениха с друзьями со свадьбы на холостяцкую пирушку; подготовка к брачной ночи (обряды, направленные на появление здорового потомства),проводы молодых на ночлег; утреннее омовение молодых: смотрины молодой, проверка «честности» ,одаривание ее подарками;
3.Послесвадебный период связан с сорокодневным запретом на выход невесты из дома жениха; посещение молодыми родителей невесты и их ответный визит в дом жениха.
Свадебная обрядность крымских татар, как и у большинства других народов, делится на три основных периода: предсвадебный, собственно, саму свадьбу и послесвадебный период.
Предсвадебный период включает в себя несколько этапов: знакомство и выбор невесты; сватовство(оно также состоит из двух этапов – первый «сез-кесын» - «дать слово», при котором стороны договариваются между собой, и второй, когда совершается обручение невесты – «никях»);далее следовало жертвоприношение и молебен по умершим («дува»); вечер-прощание в доме невесты («саулухлашир» или «къыз той»); обряд окрашивания невесты хной.
Знакомство молодежи, как правило, происходило на свадьбах. Юноши, заглядывая в окна и двери комнат, в которых находились девушки выбирали себе среди них невесту. Если одному из молодых людей понравилась девушка, присутствующая на свадьбе, то он, прибегнув к помощи посредников, чаще всего, девушек, ухаживающих за гостями, просил их, чтобы они попросили эту девушку исполнить танец. Пока она танцевала, молодой человек наблюдал за ней.
Увидеть девушку парень мог и вечером у фонтана или родника, где собиралась вся женская половина деревни. Молодые могли познакомиться и на молодежных встречах («джийин») , где устраивались соревнования между юношами и девушками по исполнению импровизированных стихов(«чины»,»мана»).
Местом вероятного знакомства являлись и девичьи вечеринки («къыз джийин»). Девушки села собирались в одном из домов кого-то из односельчан для приготовления сладостей. Каждая из них приносила что-нибудь из продуктов; сахар, муку, масло и т.п. Там они готовили, обменивались новостями, пели, шутили. Парни, как правило, знали, где будут собираться девушки и, находились где-то неподалеку, использовали любой удобный случай разглядеть девушек, подходили, стучали в окна, ждали, чтоб девушки либо выглянули, либо вышли за чем-нибудь во двор.
Знакомились также на праздниках, народных гуляниях, таких, например, как праздник Дервиза. Он был приурочен к окончанию уборки урожая, позже его стали проводить и в другое время, определенное старейшинами села. Люди собирались на природе, резали барана, устраивали различные соревнования, веселились. На таких гуляниях ставили качели. Девушки, катаясь, припевали:
Яр келеб, яр кечеп, яр саланаджах,
Яр келеб, яр кечеп, яр саланаджах.
(«Кто придет, кто пройдет, кто покачает»).
Более смелые парни подходили и катали девушек, более стеснительные стояли в сторонке. Но все внимательно приглядывались, выбирали себе невест.
Помимо этого, несколько раз в году устраивались скачки («ач чапын»), на которых парень мог присмотреть себе невесту. Парни-всадники показывали свою удаль. Девушки сначала участвовали в качестве зрителей. Затем помогали в приготовлениях праздничного застолья.
Празднества устраивались и по случаю обще мусульманских религиозных праздников – Ороза-байрама и Къурбан- байрама, на которых также могла видится молодежь.
Выбрав девушку, парень, не решаясь признаться родителям, говорил об этом кому-нибудь из близких родственников, например, тете. Последняя, в свою очередь, ставила в известность родителей. Если они одобряли выбор сына, то в дом девушки посылали сватов («къудалар»).
Как правило, невесту или зятя предпочитали выбирать из своей деревни. Из круга возможных брачных партнеров исключались все родственники до седьмого колена.
Крымским татарам известны различные формы заключения брака: уводом (уходом), по взаимному согласию молодых, но против воли родителей; умыканием (выкрадывание девушки без согласия или с согласия ее родителей). Известны случаи браков «с колыбели» (родители договаривались о свадьбе детей, когда те находились еще в колыбели).
Но самой распространенной формой был брак, обозначенный в этнографической науке, как брак по сговору, сопровождающийся комплексом традиционных обрядов. .Одним из важных моментов предсвадебного цикла обрядов являлось сватовство(«къудалых»,»къуда еберем»),которое и завершало выбор брачного партнера. Сватать приходили обычно в четверг или в пятницу в течении дня. Сваты («къуда»,»къудалар») одевались празднично. Мужчинам-сватам повязывали через плечо платок голубого, зеленого или красного цвета-обязательный символ сватовства. Женщины одевали специальное, нарядное,платье которое шилось из бархата, на голову повязывали платок. Роль сватов доверяли уважаемым, авторитетным людям. Как правило, у них самих были образцовые семьи. Эта роль не могла достаться разведенным людям. Это могли быть родственники жениха. В сватовстве участвовали 2-3 человека. С собой они брали небольшой подарок для невесты и отправлялись к ее родителям. Подойдя к дому, сваты громкими голосами приветствовали хозяев. Получив приглашение войти, посидев немного для приличия и поговорив на общие темы, сваты принимались за порученное им дело. Старший сват, обращаясь к отцу невесты, говорил: » Аллан эмаренен ,пеганберн къауленен (называет фамилию) огланын са къуда кельдымыс»(«С Божьего разрешения, с полотенцем(добром)Пророка от сына такого-то к тебе сватать пришли»).На это отец невесты обычно отвечал так: »Аллагын языса олса олыр, Къош сефая кельдыныс»(«С Божьего предписания, если должно-значит, будет. Добро пожаловать!»). Если жених чем-то не нравился родителям, они находили какой-нибудь предлог, чтобы отказать. Заявляли, например, что дочери еще рано выходить замуж. Отказ не расценивался как оскорбление, хотя, в некоторых случаях, это могло быть поводом для временной обиды, размолвки между семьями. В случае отказа сваты уходили со словами » ничего не поделаешь, значит, не судьба».
Большое влияние на выбор жениха и невесты оказывало общественное мнение, репутация семей. Смотрели не столько на богатство, хотя оно тоже играло свою роль, сколько на «корни» семьи, на «породу». Если семья хорошая, трудолюбивая, не скандальная, тогда жених(невеста)будут хорошими. Кроме того, существовали представления о «хорошем» парне и «хорошей» девушке. Здесь уже учитывались только личные качества. В парне ценились уважение к старшим, смелость, трудолюбие. Порицались, ослушание, неисполнение воли родителей, нарушение обычаев (пьянство, курение, употребление свинины, прелюбодеяние).В девушке ценились хозяйственность, уважение к старшим, порицались лень, грубость, нечистоплотность, вульгарность.
Если родители не имели ничего против жениха, то они через посредника (тетю или подружку) узнавали мнение дочери. Невеста, как правило, не шла против родительской воли и почти всегда отвечала, что «как родителям будет угодно, как они решат, так и будет, она не против». Если же родители и невеста были согласны, последняя передавала сватам вышитый собственноручно платочек («явлух»). Взамен сваты передавали ей заранее приготовленный подарок от жениха (платок, отрез на платье, кольцо и т.п.). Кроме подарка сваты приносили с собой кофе, конфеты или другие сладости. Таким образом, при обоюдном согласии сторон, совершалась помолвка («сез»,»сез кестын»,»сез кесым»,»сез кесьме»-«договорились», »сказал – отрезал»).Иногда такую помолвку называли «ешиль япрах» -зеленый лист, потому что в подарок клали какую-нибудь вещь зеленого цвета. Это первое посещение считалось «малым сватовством» («кучюк къуда»). На нем, при положительном результате, решался вопрос о сроках следующего этапа предсвадебного периода. Чаще его называли «Нишан», »Ншан»-помолвка ,реже большое сватовство (»боюк къуда»).Такая помолвка проходила спустя две-четыре недели после первого сватовства. На этот раз количество сватов и их свиты увеличивалось до пятнадцати-двадцати человек. С собой они приносили узел («бохча») с подарками как для невесты, так и для всех ее родственников, включая грудных детей. На этот раз невесте приносили золотое украшение. Родные невесты, в свою очередь, готовили ответные подарки жениховой родне. Бывало, что подарках договаривались заранее,то есть определяли круг одареваемых («всем родственникам» или что «из семьи выходить не будем»).Во время этого визита также решался важный вопрос о сроках предстоящей свадьбы.
После «нишана», жених получал право изредка видится с невестой, но только украдкой,чтобы никто из старших не видел их вместе. Обычно парень приходил к окну невестиной комнаты и потихоньку стучал по стеклу. Поговорив немного, молодые расходились. Это посещение называлось «пенджерее» или »пенджерее кельды»(«пришел к окну»).
После «нишана» с обеих сторон шла подготовка к свадьбе. Невеста с подругами и родными занималась приданым («джегезе», »джегиз»,»джеииз»).В основном оно давно уже было приготовлено, так как начинали его готовить со дня рождения девочки. На этот счет есть даже пословица:»Къыз олсун бешикде, джегезы сандукда»(«Дочь пусть будет в люльке, а приданое в сандуке»).Приданое зависело от состояния семьи. Обычно в него входило постельное белье, перины, одеяла, подушки, шелковые головные платки, шали, полотенца («юзбез»), салфетки(«ягбез»), скатерти, носовые платочки и т.п. Кроме того готовили настенные подушки »миндер»),ковры, медную посуду.
Незадолго до свадьбы как в доме жениха, так и в доме невесты, обязательно проводились жертвоприношение и молебны по умершим («дува»,»той дувасы»),посвященные предстоящей свадьбе. Этими действиями пытались заручиться благословлением и поддержкой умерших предков в предстоящем свадебном торжестве.
В доме невесты устраивался прощальный вечер («къыз той» или «саулухлашир»), на котором могли присутствовать и гости со стороны жениха, но не сам жених.
За день до этого события совершался ритуал с хной. Этот ритуал характерен для выходцев из южнобережных районов Крыма (Ялтинский, Алуштинском, Судакский, Балаклавский р-ны). На нем присутствовали родственники и свахи со стороны жениха. Их встречали с почетом, накрывали стол. После угощения, в специальной посуде разводили хну. Все это проходило под специальные, посвященные этому обряду, песни, которые исполняли девушки - подружки невесты. Когда хна была готова, невесте красили ею кончики пальцев рук, а в некоторых вариантах и пальцы ног, а также волосы. Остатками хны красили пальцы всем присутствующим девушкам с пожеланиями скорейшего замужества.
На прощальном вечере в доме невесты, всем желающим гостям показывали ее приданое. Для этого отводилась специальная комната.
Такое веселье с песнями и танцами продолжалось почти всю ночь. Утром жених присылал подводу за невестой и приданым.
Следующий важный этап предсвадебного периода – обряд «никях»-венчание, который совершал мулла. В некоторых вариантах, обряд »никях» проходил в доме невесты , в других – в доме жениха. В случае, когда «никях» проходил в доме невесты,туда на подводах приезжали свахи, мулла, представитель жениха и его свидетели («шаад» и «векиль»).После омовения («абдеста») и переодевания, невесту с головой покрывали шалью и заводили в комнату, где сидели ее подруги ,а также свидетели и представители жениха. Мулла обращался к невесте со словами: »Именем Всевышнего, словами Пророка, согласна ли ты стать вечной подругой жизни такого-то?» Вопрос повторялся трижды. На первые два вопроса невеста молчала в ответ. Но, когда вопрос задавался в третий раз, невеста начинала громко рыдать, выражая таким образом свое согласие. После этого, мулла обращался с тем же вопросом к стороне жениха. Получив утвердительный ответ, он обращался ко всем присутствующим со словами: » Вы слышали ?Так будьте же свидетелями». Существовало представление, что во время этого обряда, какую жизнь невеста для себя попросит у Бога, что загадает, то и исполнится. Для этого ей давали два куска хлеба, которые она клала подмышки, и зеркало. Невеста заходила в угол, огороженный занавеской, садилась там и, глядя в зеркало, загадывала свою судьбу: как бы она хотела жить, сколько иметь детей и т.п. Затем невеста отдавала один кусок хлеба жениху, а другой съедала сама.
Если же венчание проходило в доме жениха, то сваты и свахи ждали прощания невесты с родными и подругами, затем отвозили ее к жениху.
После того, как невесту одевали, она поворачивалась на восток и молилась. Потом с плачем прощалась с подругами. Далее следовало прощание с матерью, которая с плачем благословляла дочь. После ее ухода, в комнату входил отец. Отец одевал на дочь серебряный пояс («къушах»). Та, в свою очередь, просила у него прощения, если чем обидела. Затем невеста целовала руки родителям и всем старшим, говоря при этом :»Саухлан къалыныз, мен эвдее чихаем»).(«С добром, со здоровьем оставайтесь! А я ухожу из дома»). В момент расставания обычно плакали не только невеста, но и все родные. После прощания дочери с отцом, наступал черед остальных родственников. В комнату заходили самые близкие люди (дяди, братья), выводили ее и усаживали в разукрашенный фаэтон. Рядом сажали маленького мальчика с Кораном в руках. Выходцы из деревень Судакского района рассказывали, что у них позади невесты обязательно сажали мальчика с двумя большими, красиво украшенными свечами в руках. Эти свечи приносили невесте сваты во время сватовства. За фаэтоном невесты двигались подводы с ее близкими родственниками и подвода с приданым. Впереди свадебной процессии посылали верховых и известием, что невеста выехала из дома. Они везли с собой подушку (»хабар»-известие ,новость).Эту подушку специально для этого момента шили подруги невесты. В момент отъезда невесты, эта подушка продавалась по символической цене одному из друзей жениха. А он, в свою очередь, продавал ее по более высокой цене другому, тот -третьему и так продолжалось до приезда в дом жениха, где ее выкупали уже по высокой цене. По ней сторона жениха узнавала и приближении невесты.
По дороге свадебная процессия останавливалась для проведения различных соревнований, джигитовок, танцев, сопровождаемых музыкой. Процессию мог остановить и потребовать выкупа любой желающий.
На этом предсвадебный период заканчивался. Свадебный и послесвадебные периоды включали в себя следующие этапы : подготовка к свадьбе в доме жениха; приезд невесты и обряды, связанные со встречей ее в доме жениха ; венчание – «никях»,бритье жениха, символизирующее прощание с холостяцкой жизнью; само застолье ;отдельное гуляние жениха с друзьями; переодевание невесты в доме жениха; обряды, направленные на обеспечение здорового потомства; проводы на брачную ночь; проверка «честности» невесты; а также обряды и запреты ,связанные с послесвадебным периодом.
Сам свадебный обряд («той») проходил в доме жениха. Его продолжительность в прошлом составляла семь дней, позже он сократился до трех дней. Всадники с полотенцами через плечо, которое им повязывала мать жениха, были вестниками предстоящей свадьбы. Они объезжали будущих гостей и приглашали их на торжество.
Один из первых подготовительных дней в доме жениха назывался «къаве догме» («молоть кофе»). В этот день собиралась молодежь, с песнями мололи кофе и помогали в разных других предсвадебных делах. .За это хозяева накрывали устраивали им застолье. Родственники и соседи также приходили помогать в предсвадебных хлопотах.
В доме жениха готовили несколько комнат для различных групп гостей: стариков, мужчин, парней, замужних женщин, девушек. Особую комнату - для жениха и невесты.
В специальной комнате под потолком, крест-накрест, из угла в угол натягивали веревку, на нее развешивали приданое. Каждый желающий мог зайти и посмотреть его.
Музыканты по очереди, обходили эти комнаты и развлекали гостей.
В день приезда невесты, жених уходил к своим близким родственникам, чтобы не видеть приезда невесты. Так как было поверье, что жениха, увидевшего приезд невесты, ждет ранняя смерть.
Гости собирались в доме жениха и вместе с его родственниками ждали приезда невесты. Когда свадебная процессия подъезжала к дому жениха, у самых ворот ее встречали музыканты, исполняющие встречный марш» Добро пожаловать» («Къош кельдыныс авасы»). Близкие родственники вели невесту в дом. У дверей их встречали родители жениха. Мать обсыпала невесту пшеницей, сладостями, орехами, монетами. Сопровождающие невесту говорили:» Дверь что -то у вас маленькая, невеста не может войти». Тут родители жениха начинали перечислять то, что они подарят молодым. После этого сопровождающие невесту со словами:» Вот теперь дверь ваша расширилась, невеста сможет спокойно войти», заходили в дом.
У приехавших с невестой выкупали Коран. Мальчику, привезшему Коран, давали большой подарок. Священная книга хранилась в новой семье и должна была оберегать от всяких бед. В некоторых вариантах, сторона невесты отправляла со свадебной процессией свечи. Их выкупала и зажигала сестра жениха. Она же давала невесте деньги, чтобы та, в свою очередь, раздала их бедным и нищим в качестве милостыни («садаха»).
Далее невесту провожали в специальную комнату, где происходил обряд обручения –(«никях»).
Обряд «никях»-венчание совершал мулла. В некоторых вариантах, обряд »никях» проходил в доме невесты , в других – в доме жениха. В нем принимали участие мулла, жених, невеста, сваты, представитель жениха и его свидетели («шаад» и «векиль»).
После омовения («абдеста») и переодевания, невесту с головой покрывали шалью и заводили в комнату, где сидели ее подруги, а также свидетели и представители жениха. Мулла обращался к невесте со словами:» Именем Всевышнего, словами Пророка, согласна ли ты стать вечной подругой жизни такого-то?» Вопрос повторялся трижды. На первые два вопроса невеста молчала в ответ. Но, когда вопрос задавался в третий раз, невеста начинала громко рыдать, выражая таким образом свое согласие. После этого, мулла обращался с тем же вопросом к стороне жениха. Получив утвердительный ответ, он обращался ко всем присутствующим со словами:» Вы слышали? Так будьте же свидетелями». Существовало представление, что во время этого обряда, какую жизнь невеста для себя попросит у Бога, что загадает, то и исполнится. Для этого ей давали два куска хлеба, которые она клала подмышки и зеркало. Невеста заходила в угол, огороженный занавеской, садилась там и, глядя в зеркало, загадывала свою судьбу: как бы она хотела жить, сколько иметь детей и т.п. Затем невеста отдавала один кусок хлеба жениху, а другой съедала сама.
По окончанию обряда «никах», начиналось свадебное застолье. Гостей усаживали за столы. На свадьбу готовили плов, чебуреки, сарма, долма, шашлыки, отварное мясо, сладости, печенье («курабье», »шекер-кеик»),трубочки(«богырсак») и т.д.
Музыканты переходили из комнаты в комнату, развлекая гостей. Они играли на разных музыкальных инструментах. Среди них кеманне («кемане»), зурна, дудка(«хавал»), бубен(«дарэ»),думбелекъ,сантыре,саз(«щипковый струнный инструмент),барабан (чубукълы давул»).
Мать жениха шла в комнату невесты. При ее появлении, старшая из сопровождающих невесту, приподнимала покрывало, накинутое на невесту, и будущая свекровь клала невестке в рот мед или варенье и масло, дабы отношения между ними сложились «сладкими» и «гладкими». Затем, выпив чашечку кофе, уходила, И, через некоторое время, отправляла в комнату невесты угощения.
После приезды невесты, двое приближенных жениха, так называемые «киев баши» («головы жениха») начинали приготовление к его бритью (к этом к времени он уже возвращался от родственников). Этот обряд символизировал прощание с холостяцкой жизнью и смену социального статуса (женатый мужчина). Зимой и летом этот ритуал происходил во дворе, а, если не позволяла погода, то в отдельной комнате. Парикмахер («бербер») под громкие возгласы мужчин «Агей,Агей…»брил жениха. Бритье периодически прерывалось танцами всех присутствующих. Тут же, на земле, лежал платочек, на который все присутствующие бросали деньги. Их затем отдавали парикмахеру. А от невесты ему же дарили красивое полотенце. После окончания бритья и одаривания бербера, жених, с помощью друзей, переодевался. Затем он обходил родителей и всех присутствующих здесь стариков и целовал им руки. Отец и мать благословляли сына. Отец одевал сыну на голову шапку.
В это время для жениха и его компании в отдельной комнате накрывали стол.
После угощения, молодежь с музыкантами выходила во двор и пела песни «Выходи, жених» («Чих, киев »), повторяя ее несколько раз. Жених выходил и вместе с друзьями удалялся со свадьбы. Их дальнейшие развлечения проходили вне дома, где-нибудь на природе, у речки. Там устраивали различные соревнования, например, борьбу («куреш»). .Во время этих развлечений, брат невесты снимал с жениха пиджак и требовал взамен все, что хотел. Его требования обязательно выполнялись.
С заходом солнца приближенные невесты начинали украшать приданым специально отведенную для этого комнату. Затем невесте и ее родственникам подавался ужин. После ужина невесту провожали в отдельную комнату, где она, совершив омовение, начинала читать молитвы. После этого ее начинали одевать. Одевали новые красивые вещи. Дорогое красивое платье, подаренное женихом («антер»), которое шили из бархата и обшивали серебряной тесьмой, опоясывали серебряным поясом («емши къушахъ»). На голову одевали велюровую шапочку («къадыфе фес»), украшенную золотыми монетами, по бокам которой свисали кисточки из бахромы («сырма- топуз»), обычно желтого цвета, под цвет хны. Поверх фески одевали шарф («марама»,»щербенте»,»фырланта»).На ногах у невесты были кожаные туфли без каблуков («аякъап») , а зимой - вышитые, мягкие ,кожаные сапоги(«мес»).Кроме того, на ней было много различных украшений : браслеты («мезлекъ»,»блезик»),кольца («юзекъ»),бусы («боюнджакъ»),серьги («купе»),большое количество золотых украшений на груди. Сверху невесту накрывали покрывалом («дувак»). .По свидетельствам некоторых информантов, бывали случаи, когда пользовались тем, что невеста закрыта покрывалом для ее подмены . Показывая одну дочь, в день свадьбы подсаживали другую (например, старшую). Так как свадьбы раньше были дорогими, то таких невест не возвращали.
Невесту сажали за занавес, где она ждала жениха.
К вечеру девушки в доме жениха украшали свадебные свечи, при этом исполняли особые песни.
По окончании этого обряда они выходили во двор и с украшенными свечами начинали танцевать. Юноши, пользуясь случаем, дарили понравившимся девушкам платочки. В знак взаимности девушки через некоторое время возвращали им эти платочки вышитыми.
После застолья, разговоров, песен, музыки и танцев гости начинали расходиться по домам.
После двенадцати ночи жениха с песнями и музыкой вели к невесте. У дверей их встречала одна из близких родственниц невесты, она раздавала всем сопровождающим жениха по полотенцу. Далее в комнату невесты его провожал дядя («киев-ага»).
Войдя в комнату, они начинали молиться на приготовленных ковриках («намазлык»). По окончанию молитвы, жениха оставляли одного. Через некоторое время к нему в комнату приводили невесту.
Постель молодым стелили две тетки (одна со стороны жениха, другая со стороны невесты). Опасаясь порчи, под матрац клали хлеб, в качестве оберега. Затем приглашали старую женщину, лет восьмидесяти и старше, она брала на руки маленького мальчика и валяла его по постели, приговаривая при этом различные добрые пожелания молодоженам. Этим действием желали обеспечить молодым долгую, многодетную и дружную жизнь. Затем эту женщину и мальчика одаривали деньгами и подарками.
Утром молодых будили музыканты. Невеста с женихом вставали, совершали омовение.
Жених уходил к молодежи. А к невесте приходили свахи, переодевали ее в другое платье. Невеста ждала прихода родственников мужа. Свахи снимали простынь и передавали ее свекрови. Свекровь, если невеста была «честной» дарила ей ценный подарок. Через некоторое время приходили родственники мужа посмотреть на молодую. («келин кормее»,»гелин горешмесы»,»коз – айдын»- « смотрины невесты на второй день свадьбы»).
Невеста подходила сначала к свекрови, а затем ко всем гостям и целовала им руки. После этого устраивали угощение, подавали кофе («коз айдын къавесы») за то, что видели молодую. После этой процедуры свахи, сопровождавшие невесту все это время, уезжали с новостями к ее матери.
У выходцев из деревень Балаклавского района, когда невесту везли в дом жениха, ее мать вместе с дочерью отправляла медный кувшин («куман емиш»). Он был наполнен конфетами, орехами, сушками и различными сладостями. Его несла родная тетка невесты. По приезду к жениху, она во время танца передавала кувшин тетке жениха. Если невеста оказывалась «честной», то кувшин после первой брачной ночи возвращали родителям невесты, перевязывая красной лентой. Если нет, то пекли специальный пирог с мясом («кобетэ») посередине делали дырку и вместе с невестой, отсылали ее родителям. В деревнях Ялтинского района о «честности» невесты судили по поведению жениха. Если она была «честной», то жених выходил утром к гостям веселым, улыбался. В противном случае, он выносил дырявое ведро или разбивал какую-либо посуду.
У выходцев из деревень Судакского района существовал обычай, по которому в течении сорока дней после свадьбы, каждая семья деревни, по очереди, готовила и посылала молодым ужин.
На третий день после свадьбы подружки невесты ходили ее навестить. Мать невесты жарила чебуреки, готовила различные угощения и все это, вместе с разукрашенным венком посылала дочери.
Через некоторое время родители невесты приглашали молодых в гости («келин чагурту», »чагуртуз»).Там жених целовал руки родителям невесты. Те, в свою очередь, одаривали его подарком. Вместе с женихом на «чагуртуз» приезжали и его родители. Затем женихова сторона приглашала в гости родителей невесты. На этих взаимных визитах и заканчивался послесвадебный период.
Таково, в общих чертах, описание свадебного обряда крымских татар Кубани.
Конечно, в современной жизни свадебный обряд претерпел большие изменения.
Часть обрядов и ритуалов сохранились и активно существуют в наше время. Среди них, сватовство «сез кесын», венчание «никях», молебен по умершим «дува» и др. Другие претерпели изменения, или остались только в памяти информантов. В качестве примера, здесь можно назвать обрядовое бритье жениха, окрашивание невесты хной, послесвадебные 40дневные запреты на выход из дома и др.
Главными мотивами свадебного цикла остаются темы плодородия, счастья, благополучия и стремление обеспечить себя потомством (например, обсыпание молодой при входе в дом жениха зерном, монетами, орехами, сладостями).
Несмотря на историческое развитие свадебного обряда, трансформацию его смысловых форм оставались основные функции свадьбы – это правовое и общественное санкционирование брака, ее эстетическая и воспитательная функции.
1. Бондарь Н.И, Куртаметова Ф.Н. Материалы по истории и традиционной культуре крымских татар. Краснодар .1989
2. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций Отдела традиционных национальных культур КНМЦ НТ и Отдела фольклора и этнографии ЦНК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор» 1989 -1995 гг.
3. Куртаметова Ф.Н. Состав свадебной обрядности крымских татар (конец 19го-начало 20 го вв.) // Дикаревские чтения (1) Белореченск.1995
4. Каралезли Х. Старинный обычай татарского заручения и свадьбы в деревнях Дерекой, Ай-Василь и Аутка Ялтинского района. Крым.//1926.№2.
5. Шерфединов Я. Звучи Хайтарма.Ташкент,1990.