К почитаемым в народе «святыням» данной местности относятся места нахождения разрушенных храмов, монастырей, часовен, святых колодцев, могил святых, памятные/обетные кресты и т. д. Их почитание выражается в индивидуальном и общем посещении этих мест, проведении религиозных обрядовых практик. В хуторе Димитрово Тимашевского района это место разрушенного женского монастыря в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, основанного в 1849 году.
В мае 1918 г. на территории обители разместилась коммуна «Всемирная Дружба». Несмотря на недружелюбное отношение коммунаров к монахиням, они продолжали трудиться в стенах родного монастыря на благо уже советской России, образовав в 1920 г. сельскохозяйственную трудовую артель. В апреле 1921 г. коммунары изгнали со Святого Места игуменью с сёстрами. Расправа с некоторыми насельниками монастыря произошла ещё раньше. Так, 10 июля 1918 г., после изощрённых истязаний, за стенами монастыря был расстрелян священномученик Григорий Никольский, а в августе 1920 г. по решению трибунала, были расстреляны послушницы Евгения (Сапко) и Дарья (Хмарина). На долгие годы прекратилось стечение сюда верующих за духовной помощью.
В данный момент почитание Святого Места возобновлено. Теперь 10 ноября (день преставления святого Дмитрия Ростовского) сюда, как и сто лет назад, стекаются паломники со всех мест Кубани. Неслучайно и то, что первый храм, в единственном уцелевшем двухэтажном здании, (бывшая монастырская трапезная) в 2005 г. получил название в честь святого Димитрия Ростовского. И неслучайно, ведь в день памяти обретения его мощей 21 (4) октября 1849 года состоялось основание обители – торжественная закладка пустыни и первого храма обители.
Сохранились воспоминания об этом торжественном для черноморцев событии: «Въ этотъ замѣчательный для пустыни и для всей Черноморіи день, – настоятель Екатерино-Лебяжеской пустыни Архимандритъ Діонисій, съ девятью священнослужителями изъ Черноморскаго, частію бѣлаго, а частію монапествуюіцаго, духовенства, соборнѣ совершилъ въ ближайшей къ мѣсту вновь открываемой обители церкви, въ станицѣ Роговской, Божественную литургію, за которою послѣдовалъ крестный ходъ къ мѣсту, предназначенному для обители, гдѣ и совершено заложеніе, какъ самой обители, такъ и перваго, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, храма. Для принятія участія въ этомъ вожделѣнномъ для каждаго христіанина, а тѣмъ паче для Черноморца, торжественномъ событіи, отъ г-на генерала Рашпиль разосланы были печатныя приглашенія по всѣмъ тремъ округамъ Черноморіи, и потому не трудно каждому понятъ, какъ велико было стеченіе народа всякаго званія, пола и возраста <...>. Бывшіе въ станицѣ Роговской па литургіи и желавшіе сопровождать оттуда крестный ходъ, отъ самой Роговской станицы до кургановъ, находящихся верстахъ въ шести отъ станицы, въ несмѣтныхъ толпахъ сопровождали это священное шествіе; а изъ мѣста, гдѣ предположено было заложеніе обители, до тѣхъ же кургановъ, также неисчисленное множество народа встрѣчало этотъ торжественный ходъ <...>».
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, свято почитался черноморскими казаками, т.к. родился он на территории Войска Запорожского, в семье казацкого сотника Киевского полка Саввы Туптало и по духу был близок казачеству не только по происхождению, но и по стремлению к просвещению простого народа, в том числе детей. Можно предположить, что именно поэтому закладка святой обители была приурочена к дню его памяти.
Духовная связь с Киевом сохранялась вплоть до разрушения «девичьего монастыря». «Бабушка рассказывала, – говорит Екатерина Стпепановна Бардик 1932 г. р., – шо ездили они (монахини) всё в Киев. Как мы в Краснодар, так они всё ездили в Киев. Ну было у их шо-то и в Краснодаре ихне начальство <...>. А то с Киева всё приежали оттуда».
В нижней части иконы Богоматери, написанной сёстрами Марие-Магдалинской пустыни после видения Царицы Небесной болящей монахине в 1918 году 12 (25) сентября, имеется следующая надпись: «Сия Святая Икона сооружена с Благословения Киевского митрополита Антония стараниями Схимонахини Иосафы и прочих сестёр Обители...».
Бардик Михаил Петрович 1928 г. р. вспоминал рассказ матери: «Монастырь красивый был. Был он на острове. Огороженый был. Охраняли его казаки, или сотня или взвод. Они находылысь за оградой. Ограда кирпична была, высока, хороша… . За оградой находылась ихня конюшня, кузня, или часовня, или друга церковь малая». Его супруга Бардик Екатерина Степановна 1932 г. р. дополняет: «Нет. Часовня. Церкви тут булы и летняя, и зимняя, бабушка говорила, у огради».
Бардик (Оноприенко) Ксения Акимовна 1896 г. р., уроженка ст. Старолеушковской в начале XX века являлась воспитанницей монастыря. Рано оставшись без матери, девочка, по ходатайству родной тёти – монахини, впоследствии игуменьи, была принята на попечение обители. Екатерина Степановна передала нам рассказ бабушки о монастырской жизни в начале XX в. «Чёрный двор в Роговской был. Они к нам приедут сюда, шо то надо сделать. Все с Роговской,<...>. Ниже ещё посёлочок был, там тожить чёрный двор был. Ну там лошадя стояли. Здесь же девичий монастырь, мущин не было. Так они нанимали с Роговской, ну там чёрную работу де мущинам надо. Бабушка расказывала: мы и косили, и вязали, всё. А такое кузня, шо мужское надо вотэто с Роговской».
«Монахини были очень послушные, они всё выполняли. Они день работают, на второй день она идёт Богу молиця <...>. Идёт до схот сонца, рас в день покушает, а то всё Богу молица. А второй день они уже знают, та идёт на сеялку, та идёт косить, та идёт прясть, та идёт вязать у их всё было расчитано. Это нитак как в колхозе с утра до вечера. Они по часам, эта отдыхаит, идёт вторая. Противоречий не было никаких, я ни пойду или я ни хачу. Говорить, в комнати их две толька было. А если уже старушки были, то их по одной отдиляли. А ухаживали ходили все. Зашли шо ей надо, та знала стирать, та знала гладить… . Бабушке там очень нравилася. Говорыть если молодые, которые прыходять – нитак, то их ни ругали, ничиво, а если не послушала – иди ещё второй день на чёрный двор работай. А ругать, они ш не имели права ругать, нет. Большинство они кушали: рыба там была и отэто с фруктоф, мяса они не, помню, говорыть, рыба у них там была, солили, сушили, покупали, прывозять им туда, солка у их такое. Летом овощи большинство, фрукты. Сад там был. Была и пасика, говорю: мам, а кто ухаживал? – женщины. Мёду скока хошь было».
Монастырь оказывал помощь населению в воспитании детей, особенно сирот. «Раньше много ходило по мыру называлось… нищие. Родителей то забралы, то умерли. Их пособирают, пособирают. Какие хотят, их ни оталкивали, там они были. А какие спрашивают, уже подросли, хочишь тут оставайся, ни хочишь иди в мир. А то там детки. По станице пошли манашки, пособирали де каких детак и приютили. Приют там был».
Матушки занимались сельским хозяйством и животноводством, чтобы прокормить себя и всех нуждающихся. О работе монахинь в поле сохранились детские воспоминания Распопы Захара Ивановича 1910 г.р. уроженца станицы Роговской: «Мы все любовались монашками когда они работали в поле, как белые маки они виднелись то там, то там». Одежда, в которой работали сёстры была белого цвета, возможно это был период уборки ячменя или пшеницы, или просто прополка огородов.
«Людэй то богато на празныки приежало, – говорит Михаил Петрович, – прывозыли подаянье зажиточные люды…, а голи пирикатной скико шло еи... . А когда празник, бабушка говорыт, падводы едут, всех монастырь кормил. У их хватало всиго. У их трапезна була, столовая».
В монастыре было своё гончарное производство для изготовления глиняной посуды, прядильные и ткацкие мастерские.
В обители сёстры занимались иконописью. Жители Черномории покупали иконы когда посещали пустынь в дни престольных праздников, или во время говения. «Иконописцы женщины были. А учились, бабушка рассказывала, в Ставрополе, это молодые, а старые тут рисовали.
После разорения монастыря, игуменья спасала некоторые иконы, книги и хотела их оставить в доме Оноприенко (Бардик) Ксеньи Акимовны. «<...>, а бабушка: «забэры, забэры, атош прыдут и нас посадят». Тадаш маи хлопцы: «Та бабушка ну чош вы ни оставили...?», – «Мий внучок, та нам, кажэ, нам бы спать ни було дэ, нас бы поубывалы и всё».
«Бабушка рассказывала шо на какой-то празник обновлялися иконы. Старинькие иконы, а делались как новые. Монашки говорили, что это предвищает шо то нихорошее. Бабушка говорила, шо икона Казанская Божья Матирь обновлялась и ещё какая-то. И собиралися и всё молились Богу… шобы плохова ничё ни случилося».
Многие коммунары старого поколения не скрывали своих религиозных чувств по отношению к Святому Месту. «Были такие случаи. Идёт старушка мимо собора, оглянется кругом, не смотрит ли кто. Когда не смотрит, то она станет, перекрестится и пойдёт дальше». После размещения молодёжного клуба в стенах собора, Мария Потаповна Могиленко 1874 г.р. увещевала свою внучку: «Ты чего так зробыла, ты знаишь, дэ ты живэшь и в якэ ты здание ходышь, ты хоть понимаишь? – А шо я 6 лет <...>. – Бабушка никогда ни ходила на наши утреники, на наши концерты, это она говорила богохульство, шо вы там танцуетэ и пляшитэ».
Когда разрушали величественный собор в 60-х гг., «нагнали столько трактаров сюда ДТ-54, самый сильный, цепляли за что-либо и растягивали…. Они не могли развалить стены».
Из оставшегося целого кирпича в 1963 г. в ст. Днепровской построили дом для специалистов колхоза имени Димитрова. Анна Васильевна Овчарова 1950 г. р., живёт в этом доме и с благоговением относится к этой постройке. По её мнению этот кирпич несёт в себе благодать и святость сакрального места: «И я настолько довольна… , кирпичи с того места где совершались молитвы».
В период оккупации члены коммуны в этом храме крестили своих детей. «Это румыны.<...>. Приказом пошли по дворам, у кого дети маленькие вот в это воскресенье привезём священника, будем крестить». Родители не возражали, «ныхто, вси ш вирылы в Бога и щас вси православни, вси, вси» – говорит Валентина Михайловна Тимошенко 1937 г.р.
Перед тем как развалить собор в 1961 г. коммунары разожгли костёр, чтобы сжечь иконы. Первый тракторист коммуны Чернявский Антон спас из огня икону Божьей Матери «Покров» и принёс домой, а Шкутков Илларион Ефимович спас две иконы: «Святая Троица», «Владимирская» икона Богоматери и литографию Свято-Михайловской Закубанской пустыни Кубанской области.
Нужно отметить, что коммунары, проживая в кельях монахинь, образы святых вынимали, оставляя лишь рамки от них. Как украшение на стенах продолжали висеть нетронутыми виды монастырей (литографии).
С 2005 г. на Святом Месте возобновлена традиция празднования престольного дня обители. Как и 83 года назад на праздник собралось многочисленные гости, был устроен крестный ход.
В настоящее время стекается множество паломников к историческому месту расположения Марие-Магдалинской женской пустыни, где покоятся многие из тех людей кто созидал здесь монастырь и служил в нём.
Таким образом, возрождена традиция празднования престольного дня с крестным ходом на Святом Месте.