Онлайн-магазин История СМИ о нас Контакты Корзина
Афиша Состав Гастроли Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Документы и отчеты
Традиционная одежда в культуре восточнославянского населения Отрадненского района Краснодарского края

Возврат к списку

Наименование объекта:

Традиционная одежда в культуре восточнославянского населения Отрадненского района Краснодарского края


Краткое название объекта:

Традиционная одежда станиц Отрадненского района


Краткое описание:

В результате влияния определённых этнических социальных, экономических и природных условий костюм населения Приурупья (Отрадненского района) во второй половине XIX – начале XX в. оформил свои локальные особенности и этнокультурные маркеры. Однако в последующем этот комплекс проделал заметную эволюцию от традиционных форм к одежде широкого потребления городских типов, выпускаемой советской промышленностью.


Фотография для обложки объекта


ОНКН Категория:

I. I. Народное исполнительство Словесные жанры


Конфессиональная принадлежность

Православие


Язык:

Русский, наречие – южнорусское


Регион:

Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Удобная, Передовая, Отрадная, Надежная, Малотенгинская, Подгрная, Подгорная Синюха


Ключевые слова:

Краснодарский край, кубанские казаки, традиционная одежда


Полное описание:

Дореволюционный мужской костюм казачьего населения Приурупья диктовался стандартами военного сословия. Л.В. Македонов, описавший быт станиц Закубанья, в том числе – станиц Бесстрашной, Надежной и Передовой, отмечал в 1908 г.: «мужская одежда казака – та же военная форма, в которой он идет на службу; <…> стоимость её довольно значительная». Казаки новой Урупской бригады Кавказского Линейного казачьего войска, сформированной в 1858 г. из станиц, поселенных на Урупе и Тегенях, должны были иметь суконную, по цвету башлыка, сшиваемую колпаком из четырех частей. Согласно утвержденному описанию от 5 марта 1856 г., «низ и опушь по, а верхушка с него, сужаясь, оканчивается закругленною макушкою. Вышина всего колпака 5 вершков*. Низ колпака обшивается шнуром из черной овчины. Ширина меха 3 верш. На верх суконного колпака крестообразно нашивается: у урядников узкая в 1/8 вершка серебряная гладкая тесьма, а у приказных и казаков шерстяная или нитяная тесьма шириною 1/8 вершков, на красный верх синяя, а на прочих цветах красная». Казакам был присвоен парадный полукафтан (чекмень) из тёмно-синего сукна (длиной на 2 вершка ниже колен, на обеих полах которого нашивались «наискось вниз по бокам по одному напатроннику на 8 патронных гнезд каждый») и вседневный полукафтан (черкеска), сукно на который дозволялось «употреблять домашнего изделия и цвета неопределенного». Под полукафтаном носился бешмет из шерстяной материи, цвет которого полагался в Лабинской бригаде оранжевый. После сформирования Урупской бригады, основу которой составил 3-й Лабинский полк, её казакам было присвоено обмундирвание по образцу Лабинской бригады, «но с заменой светло-синего прибора бирюзовым, по цвету киверов лейб-гвардии гусарского Павлоградского Его Величества полка». Шаровары полагались «суконные, по цвету парадного полукафтана (т.е., тёмно-синие. – О.М.) с кожаными подмочками», бурка – «по черкесскому образцу», башлык – «азиатского образца, суконный, произвольного цвета», кушак – «из черной кожи», наговицы, нагольники и чевяки – «азиатского образца».

Согласно приказу от 14 декабря 1871 г. казакам Кубанского казачьего войска была присвоена папаха с околышом из черного курпея в 4? вершка вышиной с верхом из красного сукна, у нижних чинов – без галунов; мундир черного сукна «черкесского покроя» длиной на 7 вершков от земли с напатронниками из черного сукна, нашиваемыми «по обеим сторонам бортов из 10 гнезд каждый» (верхушки патронных втулок заканчивались пробками красного цвета); бешмет из шерстяной красной материи на крючках, длиной до колен, без галунов; шаровары «произвольные, забираемые в сапоги»; обувь – сапоги с длинными голенищами, при отправлении домашней службы допускались чевяки и ноговицы; бурка, башлык произвольного цвета с черной нитяной тесьмой.

С перевооружением во второй половине 1890-х гг. Кубанского казачьего войска трехлинейными мосинскими винтовками число напатронников, в которых в обычное время носились латунные гильзы, увеличивается до 14. Папаха, утвержденная в 1882 г., состояла из колпака с закругленной верхушкой и пришитой к колпаку меховой тульи. Весь колпак прокладывался ватой и простегивался. Высота колпака полагалась 4 вершка, диаметр нижнего края делался по голове. Верхушка обшивалась красным сукном.

Стремясь удешевить казачье обмундирование, а также расширить среди казаков кустарное производство, наказный атаман 27 июля 1900 г. разрешил «шить серые черкески <…> где имеется местное производство». Повелением Николая II 7 декабря 1904 г. в Кубанском казачьем войске были восстановлены черкески из черного сукна.

Л.В. Македонов так описывал в 1908 г. комплекс мужского костюма: «Мужскую одежду составляют, кроме белья: шаровары на "очкуре", бешмет – род короткого кафтана, застегивающегося на крючки до верху, с простроченным стоячим воротником, и, сверху бешмета, длинная, ниже колен, черкеска, плотно охватывающая торс и от талии широко и свободно спускающаяся вниз; черкеска – без воротника и спереди открыта треугольником, так что виден бешмет; по обеим сторонам груди пришиты гнёзда, куда вкладываются "газыри" (деревянные или металлические трубочки для патронов). Бешметы шьются из цветной шерстяной, или даже шёлковой, материи и просто из ситца, летние – на тонкой подкладке, зимние – на вате; черкески – из сукна серого или черного цвета, иногда – коричневого или белого. В талии черкеска перетягивается узким ремнем, большею частью, с металлическим набором, на которых спереди висит кинжал. На голове казака – "папаха" – барашковая высокая шапка с красным, черным или белым верхом; на ногах – сапоги, или "чувяки" с "ноговицами"; чувяки или чевяки – башмаки из тонкой бараньей кожи, без подошвы, плотно обтягивающие ногу по щиколотку, ноговицы – из такой же кожи чулки без носков с штрипками*, доходящие до колен». На дореволюционных фотографиях мы видим бешметы различных расцветок и покроев, однако черкески преобладают серые и черные (Илл. 1, 2, 3). По словам уроженки ст. Надежной Дарьи Ивановны Бухановой, 1912 г.р., «брат, отец, они ходили:  бишметЫ, черкески. У них такой был нарят. Зимой у отца бишмет был стёганый, вата была. Он зимой оденит и ходит. А брат у ниво бишмет был тонкий и он надивал ещё чиркеску. <…> – Как то доставали сукно и она суконая, красивая и тёплая... Казаки больше в такой одежди ходили. Ну а хахол есть хахол». О зимней черкеске-бекирке пишет в своих воспоминаниях уроженец ст. Спокойной Е.Г. Гетманов: «На мне была хорошая бекирка, красные галифе, как и на Токаре, галуны на шапках». Бекиркой называли зимнюю черкеску с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полосой от него до пояса.

Казачий пояс с набором определял сословную принадлежность, статус взрослого мужчины, мужа: «Ременый, может чуть ширше пальца. Тут разделка тожеш ремёная, тут наконечники серебряные и на том, и на том серебряна оделка на поясах была. Были такие дурочки: шось там жинка неправильна сказА, он снимае и начинает её набором хлистать».

В ст. Подгорной, по данным местных старожилов, «в качестве ритуального украшения поверх бешмета одевалась нашейная тесьма, сплетенная красивым кольчатым узором из волос конского волоса». Такую тесьму мы видим у казака ст. Надежной на фотографии начала ХХ в. (сидит крайний справа (Илл. 1)). Основной обувью казака были «сапоги на кожаной мягкой подошве с очень низкими каблуками (в одну набойку). Носки этих сапог были острые и мягкие, слегка загнутые кверху. От носка до самого верха голенища обязательно шел продольный шов. Летом носили обувь горского покроя, сшитую из целого куска сыромятной кожи, так называемые чабуры. Портянок у казаков не было, вместо них надевали шерстяные носки домашней вязки». Чабуры (чебуры) – обувь из невыделанной кожи, часто встречаются в лексике отрадненского писателя и поэта И.Н. Бойко: «Отменно шил чебуры и поршни»; «в чебурах, подвязанных веревками крест-накрест»; «краснея за свои чебуры» и др.. Согласно нашим полевым материалам, чабуры встречались в ст. Бесстрашной еще в послевоенные советские годы: «Назывались чабурЫ – проста кожа, а верх очкуром затягивался». Чабуры были распространены и в других станицах Баталпашинского отдела.

В качестве рабочей мужской обуви Л.В. Македонов также упоминает башмачата или коты «из толстой кожи с высоким передом, стягивающиеся выше щиколотки ремнем, или бечевкой». Башмачата надевались поверх шерстяных коротких чулок, в которые заправлялись шаровары.

В холодную и в дождливую погоду употреблялись бурки и башлыки, кроме того, встречались «полушубки и шубы, или заимствованные у иногородних зипуны». Е.Г. Гетманов в своих воспоминаниях о ст. Спокойной отмечал, что «подошел к казаку, одетому в шубу желтого цвета в талию с поясом, в серой шапке».

Мальчики, согласно данным Л.В. Македонова, «обыкновенно ходят в бешметах, папахах и башмачатах». Эта информация подтверждается и иллюстративным материалом (Илл. 4, 5).

Основой женского костюма во второй половине XIX – начале ХХ в. являлась рубаха, которая была нательной и верхней домашней одеждой. Основным материалом для изготовления рубах служил различного качества холст – домашней выработки, а в пореформенный период и фабричной.

По словам М.Б. Переверзевой, 1904 г.р., «раньше делали женскую рубашку низ холстиный, а станочик вверху. Раньше больше холстиное, суконое. Ткали сами и сукно, и холстину». Женские рубашки вышивали на рукавах, «и падол вышивали, и крестиком и гладью. <…> Зелёными и красными (никами. – О.М.). Какой цвиточик делают вышивают красными нитками, зелёным как веточка».

Одним из основных компонентов будничного и праздничного женского костюма во второй половине XIX – начале XX в. являлись юбка с кофтой различных фасонов. Основным материалом для летнего комплекса являлся ситец, для зимнего – шерсть. Зажиточные казачки нередко шили юбки и кофты из одной ткани – парочку. На фотографиях начала ХХ в. девушки и женщины одеты в такие парочки (Илл. 6, 7). М.В. Македонов сообщал: «Женская одежда состоит из кофты и юбки и ничем особенно не отличается; на голове – платок, на ногах – полусапожки, или те же "башмачата". – <…> Девочки одеваются, как и взрослые женщины».

Девушки ходили «пот сподом юпочки шили зонавыи, с кружафкой, с вышифкой». «Зоновая» юбка была белой, верхняя шилась из ситца разных расцветок, изготовлялись из шерсти с тремя-четырьмя полками, держались «на поясах, апшита поясом и этот же пояс завязываица», концы пояса «подоткнули и всё». М.И. Федоренко: «Поверх рубахи зоновая юпка должна быть – называлася, она с кружавочкой, из зону больше шилася, щас то с капрону, да с разного…, а то – зоновая. Зоновая эта одевалась всегда в праздник. Сверху юбка хорошая одевалася, обязательно должно быть трошечки видно. Это очень красиво».

Статус женщины демонстрировался её прической: «Женщина всегда дулю закручивала, а у девушки всида коса висела, всида коса висела, вотак глянишь – это пошла девушка. Юпки такие длинаи носили, тужорачки тожеш такжеш носили каротинькие, так што нима различия от старых. ПовЕрница – коса и обязательно лентачка какая-то прицоплина до касы и бантиком завязана». М.И. Федоренко из ст. Передовой рассказывала, что девушка «до замужа она косу носит, замуж вышла, уже ей так закурутили волосы, как называли, дулей. <…> Девушки обязательно в косу ленты вплетали, концы ленты завязывали бантиком, на два бантика».

Д.Я. Иванов отмечал, что отрадненские женщины «для поддержания белизны лица употребляют косметическое средство спуск. Он составляется из сулемы, буры, квасцов, сахару и яичных белков на козьем сале. Все эти вещества предварительно толкут, просеивают, потом всыпают в сало и бьют до тех пор, пока вся смесь не примет белоснежного цвета. Для запаху вливают одеколону или духов».

Символом женского начала был платок: «Если вышла замуш и живёшь с свекрами, не имеишь права у комнату раскрыта входить. До стола шоп сроду ни подходила».

Служебная информация

Автор описания:

Матвеев Олег Владимирович, главный научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail:vim12@rambler.ru Тел: 8(861) 224-12-43

Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

Год, собиратели:

1996 – Н.И. Бондарь, О.В. Матвеев, В.В. Воронин, Г.В. Румянцева, Капышкина С.Ю.. 2018 - В.В. Воронин, А.И. Зудин, О.В. Матвеев.

Место фиксации:

Краснодарский край, Отрадненский район, станицы Бесстрашная, Надёжная, Передовая, Подгорная, Спокойная Синюха, Удобная, хутор Солдатская Балка.

Место хранения:

Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани

История выявления и фиксация объекта

Записи проводились во время экспедиций 1996 и 2018 гг..

Библиография

1. Иванов Д.Я. Станица Отрадная Кубанской области, Баталпашинского отдела // Иванов Д.Я. Историко-этнографические очерки и заметки / Сост. О.В. Матвеев, С.Г. Немченко. [К 160-летию станицы Отрадной Отрадненского района Краснодарского края]. – Отрадная: Изд. Шурыгин В.Е., 2017.
2. Илющенко Н.Н. История станицы Подгорной Краснодарского края. – Волгоград: Изд-во Волг. инст. экон., соц. и пр., 1998. – С. 18.
3. Македонов Л.В. В горах Кубанского края. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. – Воронеж, 1908.
4. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. – 1917 г.). – Краснодар: изд.-во «Крайбибколлектор», 2000. – С. 169–174.
5. Словарь отрадненской речи (по материалам произведений И.Н. Бойко, Г.Л. Немченко, П.Е. Придиуса / авт.-сост. Пелих В.М.; отв. ред. С.Г. Немченко С.Г. – Отрадная-Армавир: изд. Шурыгин В.Г., 2019. – С. 151.
6. Румянцева Г.В. Традиционная одежда восточнославянского населения станицы Преградной // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Материалы региональной научно-практической конференции. Дикаревские чтения (5) / Научн. ред., сост. Н.И. Бондарь, М.В. Семенцов. – Краснодар, 1999.

Возврат к списку

Партнеры